Речь идет о глобальном потеплении, то есть об увеличении средней температуры на Земле, а не о каких-то локальных повышениях температуры. Например, в Москве в этом году, можно сказать, не было лета и было аномально холодно. При этом во всем остальном мире, в некоторых точках температура была аномально высокая градусов на 10, иногда 15. И вот такая нестабильность климата, собственно, и является следствием этого глобального потепления. Увеличиваются испарения, собственно, больше становится осадков, повышается уровень океана, потому что вода от нагревания тоже расширяется.
Происходит дестабилизация климата, привычное движение воздушных масс меняется, появляются экстремальные погодные явления. Они были всегда, но при вот этих процессах они становятся чаще, они становятся более интенсивными. И, например, та ситуация, которая у нас была в Сибири в этом году, когда одновременно и горели пожары, и там же были наводнения, - это прямое следствие этих всех процессов.
Но за последние 150 лет очень резко в атмосфере увеличилась концентрация углекислого газа, и никаких других оснований, кроме деятельности человека, этому нет. Есть, конечно, ученые, которые заявляют о том, что все это следствие каких-то естественных процессов и так далее, но их абсолютное меньшинство.
Есть научный консенсус по теме антропогенного изменения климата, 97% ученых по всему миру сходятся во мнении, что нынешние изменения климата носят чисто антропогенный характер.
Основной целью парижского соглашения по климату является удержание роста глобальной температуры в пределах 1,5 градусов, для чего необходимо к середине века достичь углеродонейтральности, то есть сократить выбросы антропогенных парниковых газов до уровня, когда, собственно, поглощающая способность экосистем сможет справиться с этим.