Найти в Дзене
История и искусство / Artifex

Александр Герасимов: воображение Сталина

Любимый художник вождя народов Александр Герасимов создал ту советскую реальность, которой не было в действительности, но которая осталась потомкам. Его кистью были созданы первые «иконы» советской власти и советского человека.

Сын купца, выходец из богатой семьи поступил в художественное училище в 1903 году. Здесь Герасимов, находясь в начале своего творческого пути, осваивает импрессионизм под началом Константина Коровина и Валентина Серова. Работы этого периода, такие как «Ню» или «Волчий голос в поле», едва ли выдают в художнике будущего портретиста генералиссимуса и идейного члена КПСС. Особо бросается в глаза умение Герасимова передавать настроение через цветовые контрасты. Грубые мазки умело вырисовывают чувственные сцены и образы.

Отслужив своё на фронтах первой мировой, Герасимов вступил в Ассоциацию Художников Революции. Ключевой работой в его жизни стала картина «Ленин на трибуне». Это был грандиозный успех: верный сторонник советской власти, видевший Ленина вживую лишь дважды, стал автором самого тиражируемого за всю историю СССР портрета вождя революции. Импрессионизм сменился классическим реализмом: массивная фигура Ленина, выражение лица которого воспроизведено с дотошливой точностью, возвышается над алой рекой революции, а контраст ярких знамён и мрачного неба создает напряжение.

-2
-3

Через четыре года он пишет первый портрет уже другого вождя: освещённый солнцем радушный и энергичный человек за рабочим столом протягивает зрителю руку. За многие последующие годы Герасимов описывает всю жизнь вождя народов: пламенная революция, суровые годы войны, посмертный портрет. Везде Сталин в центре, часто его фигуру обрамляют алые цвета знамён.

За свою жизнь Герасимов был награждён множество раз: звание народного художника СССР, четыре Сталинских премии первой степени, орден Ленина, орден трудового Красного знамени и т.д. В послевоенные годы автор стал первым президентом Академии художеств СССР.

Особенно интересны работы из частной коллекции художника, которые создают такой же контраст в его творчестве, какой создают цвета на его полотнах. «Половецкие пляски» будто собрали в себя всё желание автора создать максимально пестрящую цветами работу. Возможность выезда за границу позволила художнику создавать такие работы, как сцены из индийской и китайской жизни – «Набережная в Шанхае», «Могила императора в Нанкине», «Ночная лавка в Бомбее». В них он экспериментировал с акварелью.

-4
-5
-6

В эпоху Хрущёва Герасимов стал терять свои посты, а его работы постепенно начали предаваться забвению. Невольное послание будущему художник оставил в виде «Колхозного стада» 1959 года. Работа была найдена в личной коллекции автора.

-7

Автор: Игорь Паков