...Эта фотография знакома мне с детства. Кажется, что впервые я увидела её в «Детской энциклопедии». Однако, память – штука тонкая… То рвется, то «штопается»… Но то, что снимок в 1965 году обошел весь Советский Союз вместе с популярным журналом «Огонёк» – это точно.
Автор (или журналисты) назвали его «Их было пятеро»: разведчики возвращаются с задания, вынося из боя на плащпалатке убитого товарища (по другим сведениям - тяжелораненого). Советские люди были большими любителями выписывать журналы и газеты. Взрослые и дети с нетерпением ждали каждого нового выпуска любимой периодики.
Спешили к почтовому ящику, чтобы скорее вытащить пахнущий типографской краской очередной номер. И читать-перечитывать! Журналы, как правило, не выбрасывались. «Огонёк», «Работница», «Крестьянка», «Наука и жизнь» аккуратными стопочками хранились в каждой второй советской семье. «Новые поколения» могли «нырять» в них, сколько их душе угодно.
В детстве с удовольствием изучала подшивки и я. Много раз перелистывала постепенно желтеющие странички, в том числе – журнала «Огонёк». К особенно запавшим в душу снимкам или статьям возвращалась «через годы, через расстояния». «Их было пятеро» – из этого числа.
Снимок сделан в 1943 году знаменитым советским фотокорреспондентом Анатолием Морозовым (1911-2005). Помните один из известных снимков из серии «Знамя Победы над рейхстагом»? Это тоже его работа. Фотографировал, стоя рядом с Кантарией, под свист пуль. Но это – другая история. Сегодня – о снимке, на котором четверо разведчиков возвращаются с задания, неся, как в некоторых источниках пишут, погибшего командира, и указывают Орловскую область. …
Не знаю, какие ассоциации вызывает это изображение у сегодняшних детей (и смотрят ли они на него?). Поколение мальчишек и девчонок, которых воспитывали отцы и деды – участники Великой Отечественной войны, отзывалось всем сердцем.
Молодежь не была так истерзана массированной атакой кинотриллеров, компьютерных игр с расстрелами и убийствами. Она умела чувствовать, сопереживать, гордиться историческими событиями, восхищаться настоящими людьми (а не «Домом-2»). Не удивлюсь, если кто-то плакал над фото, жалея погибшего бойца...
Анатолию Морозову писали письма, спрашивали при личных встречах: кто эти люди, назовите их имена. Он отвечал, что во фронтовом блокноте о них осталась только запись: «осень 1943-го, под Трубачевском, Брянский участок фронта».
Прошло много лет. В стране всё неузнаваемо изменилось. Но жива память. И благодаря ей мы уверенно шагаем к 75-летию Великой Победы. При подготовке тематических материалов я открыла подшивку газеты «Ленинское знамя» за 1966 год. И вдруг! В майском номере увидела знакомые с детства лица!
Я могла пропустить любую страничку, но ту, где изображены те самые пятеро… Заметка называется «Безымянных героев нет». Ее написал В. Степанов (псевдоним сотрудника газеты Степана Варфоломеевича Рахубы). О чем она? Неужели подробности об известнейшем и таком загадочном фото? Оказалось, так и есть!
В Камышине в 1966-м жил и работал учителем математики в школе №12 Григорий Семенович Запорожцев (Запорожец). Он и рассказал газете о том, что знает практически всех людей на снимке! Первый справа (если смотреть на фото, не по ходу движения, в газете, вероятно, Г. Запорожцев обозначал фигуры по ходу движения, как видел сам, разбираемся) - командир взвода полковой разведки лейтенант Елагин. Задний план. Слева – командир группы захвата младший сержант по фамилии Суровень. Не вспомнил фронтовик только имя однополчанина, идущего позади командира.
Это еще не все! Когда впервые увидел в «Огоньке» снимок, Запорожцев увидел на нем себя! Он идет первым слева (коренастый, чуть пригнувшийся под тяжестью скорбной ноши). Журналист Степанов утверждал в далеком 66-ом, что и 23 года спустя Григорий Семенович почти не изменился. «Только черты лица стали резче и волосы на голове поредели» В редакцию "Диалога" после публикации этой статьи в газете поступили первые фото от послевоенных учеников Г.С. Запорожцева. Точно, похож!
О подвиге разведчиков в дивизионной газете «Вперед, на врага!» некто капитан К. Александров написал так (видимо, Запорожцев показал корреспонденту «Ленинского знамени» заветный «листок»):
«Темной ночью разведчики подошли к реке. Один из них, коренастый молодой боец, по приказанию командира разделся, обвязал себя проводом и тихо вошел в холодную воду. Ловко разгребая ее руками, он тихо удалялся от берега. Удастся ли доплыть ему? Что встретит он на том, неизвестном берегу? А берег был неблизко… Но вскоре послышался условный сигнал. Разведчик достиг того берега и потянул за собой трос. На сколоченном плоту группа разведчиков переправилась на правый берег и успешно выполнила задание. Это произошло осенью 1943 года. Первым тогда переплыл реку разведчик-красноармеец Григорий Запорожцев. В том бою погиб один из разведчиков. Товарищи вынесли его из огня. В тот момент, когда они возвращались в полк, их и сфотографировал военный корреспондент А. Морозов». Григорий Семенович вспоминал о том, что лейтенант Елагин погиб в бою под деревней Юркевичи. А младший сержант Суровень был демобилизован из армии после тяжелого ранения. Не знает он о судьбе лишь четвертого разведчика".
Марина НЕЖЕНЦЕВА
Ставьте класс! Мы рады вашей оценке!
Подписывайтесь на канал
Газета Диалог Камышин
Советуем прочитать:
Перед Новым 2020 годом работаем два дня, после - два дня. И опять на выходные!