Найти тему

Лиц, занимающихся частной практикой, начнут привлекать к ответственности за налоговые преступления

Субъектами налогового преступления признаются лица, занимающиеся частой практикой
Субъектами налогового преступления признаются лица, занимающиеся частой практикой

В современной разговорной речи активно начал употребляться термин «частная практика», например, когда речь идет об оказании косметических, косметологических услугах, репетиторстве, услуг массажа, автоняни и по присмотру и уходу за детьми и новорожденными т.д.

Люди постарше, когда слышат или видят в СМИ термин «частная практика», то сразу вспоминают такие известные словосочетания, как «частная адвокатская практика» и «частная врачебная практика».

Между тем, само понятие «частной практики» в российском законодательстве не закреплено, нет четкого определения, что это за деятельность.

С уверенностью можно сказать, что частная практика - это трудовая профессиональная деятельность человека, который работает на себя без наемных работников. Человек может при этом регистрироваться как индивидуальный предприниматель, а может и не регистрироваться, а платить налоги как физическое лицо (13% НДФЛ).

В соответствии с Налоговым кодексом РФ к лицам, занимающимся частной практикой, относятся частные нотариусы, адвокаты, учредившие адвокатский кабинет, детективы и другие лица, имеющие право вести частную деятельность без регистрации в качестве предпринимателя. С 1 января 2017 года оценщики, патентные поверенные и ряд других профессий тоже могут регистрироваться в налоговых органах как частнопрактикующие.

В конце ноября 2019 года Пленум Верховного Суда РФ подготовил и опубликовал постановление от 26 ноября 2019 г. №48 о практике применения судами законодательства об ответственности за налоговые преступления. В котором сообщает, что субъектом преступления, предусмотренного статьей 198 Уголовного кодекса РФ, являются лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой.

Статья 198. Уклонение физического лица от уплаты налогов, сборов и (или) физического лица - плательщика страховых взносов от уплаты страховых взносов
1. Уклонение физического лица от уплаты налогов, сборов и (или) физического лица - плательщика страховых взносов от уплаты страховых взносов путем непредставления налоговой декларации (расчета) или иных документов, представление которых в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах является обязательным, либо путем включения в налоговую декларацию (расчет) или такие документы заведомо ложных сведений, совершенное в крупном размере, -
наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо принудительными работами на срок до одного года, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до одного года.
2. То же деяние, совершенное в особо крупном размере, -
наказывается штрафом в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от восемнадцати месяцев до трех лет, либо принудительными работами на срок до трех лет, либо лишением свободы на тот же срок.

Следует напомнить, что ранее действовавшее постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28 декабря 2006 г. № 64 «О практике применения судами уголовного законодательства об ответственности за налоговые преступления» не признавало частнопрактикующих лиц субъектами налоговых преступлений.

Но тут же возникает вопрос, а самозанятые относятся к лицам, занимающимся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой? Пленум Верховного Суда РФ на этот вопрос не отвечает. Федеральный закон от 27 ноября 2018 г. №422-ФЗ «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход» в городе федерального значения Москве, в Московской и Калужской областях, а также в Республике Татарстан (Татарстан)» не отождествляет «самозанятых» с частнопрактикующими лицами.

Таким образом, самозанятые не относятся к лицам, занимающимся частной практикой. А, следовательно, можно предположить, что не могут являться субъектами налоговых преступлений до опубликования новых разъяснений Пленума Верховного Суда РФ.