Форд Мэдокс Браун - английский живописец и поэт, один из виднейших представителей прерафаэлитизма. Хотя сам никогда не входил в Братство прерафаэлитов, но поддерживал близкую дружбу с его членами и разделял их взгляды.
Но, в отличии от прерафаэлитов, всегда считал, что обращение к современному сюжету не есть преступление.
Одной из таких картин, в которой Браун изображает целый срез викторианского общества, является его полотно "Труд", по праву считающееся вершиной его творчества.
Идея картины пришла художнику в 1852 году, когда он наблюдал за строительством канализационной системы на Хит-стрит в Хэмпстеде, окраинном районе Лондона, где он проживал.
Работа над кортиной продолжалась тринадцать лет. Художник бесконечно вносил поправки, стремясь к достоверности изображения, создал бесчисленное множество эскизов, частично писал на пленэре, использовал в работе и фотографию.
На полотне представлен целый ряд персонажей, представляющих разные слои общества Лондона середины 19 века.
В центре полотна группа землекопов, которые и занимаются строительством канализации, так необходимой в то время, когда свирепствовали разные инфекционные болезни.
Стоит обратить внимание на рабочих, выполняющих тяжелый труд. Их образы благородны - и поза, и чистые одежды, и открытые, сосредоточенные лица. Выполняемые действия размерены и четки. Видно, что художник рассказывает о них с уважением.
В отличии от грязного оборванца, расположенного в левой части картины.
В своих заметках Браун охарактеризовал его как "рваного негодяя, которого никогда не учили работать". Он только и способен продавать цветы, скорее всего сворованные.
За ним изображены две дамы, по мнению художника, чьи "работы" заключается лишь в том, "чтобы хорошо выглядеть".
Не слишком лестное мнение о женщинах. Если еще учесть, что первая женщина под зонтиком - это жена художника Эмма. Вторая же раздает нравоучительные и религиозные трактаты, тем самым отвлекая рабочих.
На заднем плане картины художник разместил двух всадников.
Судя по их одежде, это представители высшего сословия, которым совсем не требуется думать о работе.
И как контраст с ними группа детей на переднем плане картины.
Именно им, нынешним детям, придется сменить рабочих в выполнении тяжелого труда. А некоторым уже и сейчас приходится трудиться. Мальчик на картине толкает тачку, которая почти что больше его.
И прямо в глаза зрителям смотрит маленький мальчик, что на руках девочки в красном платье. У него на руке черная повязка. Недавно у него кто-то умер. И ему самому придется выживать в этом тяжелом мире.
А справа от них стоят два господина, наблюдающие за работой.
Художник изобразил Т. Карлейля и Ф. Д. Мориса в качестве представителей умственного, интеллектуального труда. Они лидеры христианского социалистического движения, выступающие за облегчения труда и улучшения положения рабочих.
И как намек на то, что тяжелый труд не должен оставаться таким, слева от этих двух господ в глубине картине изображены люди с плакатами. Проходит некая акция протеста.
И они ведь действительно имели результат. Примерно в эти годы был принят закон о десятичасовом рабочем дне, и правила, ограничивающие детский труд.