Исследования по визуализации мозга могут выявить связи между областями мозга, которые связаны с повышенным риском самоубийства. Неясно, являются ли указанные сети причиной более высоких показателей самоубийств или продуктом других факторов, которые также повышают вероятность того, что люди могут покончить с собой. В любом случае, работа может спасти множество жизней, если удастся выявлять тех, кто наиболее подвержен данному риску.
Самоубийство является одной из основных причин смерти во всем мире, и она особенно сильно влияет на ожидаемую продолжительность жизни, поскольку так часто влияет на здоровых людей. И все же неврология не рассматривала это как чрезвычайную ситуацию в области общественного здравоохранения.
«Представьте себе, что болезнь, о которой мы знали, убивает почти миллион человек в год, четверть из них - до тридцати лет, и все же мы ничего не знали о том, почему некоторые люди более уязвимы к этой болезни» сообщают исследователи данной проблемы. Доктор Лаура Ван Хармелен из Кембриджского университета. Мы очень мало знаем о том, что происходит в мозге и что делает молодежь особенно уязвимая для самоубийства».
Доктор Лиан Шмаал из Мельбурнского университета и Ван Хармелен отметили в журнале Molecular Psychiatry, что самым большим фактором риска смерти от самоубийства являются предыдущие попытки самоубийства, особенно для подростков. «Если мы сможем найти способ идентифицировать молодых людей, подвергающихся наибольшему риску, у нас будет возможность вмешаться и помочь им на этом важном этапе их жизни», - сказала Шмаал .
Используя два десятилетия исследований в области визуализации мозга более чем 12 000 человек, ученые обнаружили две системы или связи между областями мозга, структура и функции которых, по-видимому, связаны с более высокой вероятностью попытки самоубийства, а также с повышением суицидальных мыслей. Одна из сетей соединяет участки мозга, вовлеченные в эмоции. Авторы предполагают, что различия в этом регионе у людей с историей попыток самоубийства могут препятствовать контролю негативных мыслей и депрессии. Другая сеть связывает области, участвующие в принятии решений. Шмаал полагает, что взаимодействие между ними может создать особенно рискованное психическое состояние, хотя, по ее словам, для подтверждения этого требуется гораздо больше исследований.
Большинство исследований, в которых участвовала пара, имели размеры выборки, слишком малые, чтобы выявить их сами по себе, но их совокупность способностей оказалась показательной.
Ученые подчеркнули, что мы далеки от возможности сканировать мозг человека, чтобы определить риск его суицида. Все исследования основаны на средних показателях по группам. Более того, почти ни одно из исследований не рассматривало изменения в мозге с течением времени, поэтому мы не знаем, было ли что-то заметное до мысли о самоубийстве, или что-то меняется, когда улучшается психическое состояние людей.
«Из исследований психического здоровья в целом мы знаем, что некоторые особенности мозга изменяются при успешном лечении депрессии», - отметила Шмаал. «Это очень обнадеживающий факт».
Несмотря на ценность работы, которую они провели, Ван Хармелен и Шмаал обеспокоены отсутствием нужного результата. Шмаал отметила, что объем исследований был небольшим по сравнению с такими состояниями мозга, как болезнь Альцгеймера или даже шизофрения, которая поражает гораздо меньше людей.
Более того, слои населения, которые, как известно, сегодня имеют самый высокий риск самоубийства, по-видимому, сильно недопредставлены в выборках. «Мы меньше всего знаем о людях, которых должны изучать больше всего», - сказала Шмаал. Надеемся, что привлечение внимания к этому дефициту окажется первым шагом к его устранению.