Харлану Тромби, детективному писателю и мультимиллионеру, исполняется восемьдесят пять лет. На вечеринку по такому случаю собирается вся его многочисленная семья, однако, на следующее утро мужчину находят в своём кабинете с перерезанным горлом. В версию о самоубийстве никто из родственников не верит, и потому за дело берутся следователи во главе с детективом Бенуа Бланком (Дэниэл Крэйг). События предыдущего вечера распутываются по ниточке, и под подозрение падает то один, то другой.
Зрители любят разгадывать, кто убийца, любят приманки в виде чемоданчика с деньгами/многомиллионного наследства и любят харизматичных шерлоков холмсов, подмечающих мельчайшие детали и неизменно выводящих садовника преступника на чистую воду. Ничем другим — кроме как очередной возможностью поиграть в детектива и проверить свои дедуктивные способности — объяснить успех фильма у широкой публики я не могу. Ибо он, по иронии судьбы, относится к таким проектам, где всё прекрасно на уровне идеи и исходных ингредиентов, но отвратительно в виде готового блюда.
Во-первых, здесь абсолютно некому сопереживать. К загадке "кто убийца" не прикрепляется личностный элемент, и оттого она теряет всякую важность. Зрителю ни холодно ни жарко оттого, найдут преступника или нет, ведь с умершим стариком нас как следует не знакомят, а всеми его родственниками движут самые низменные мотивы. Другими словами, писателя не жалко, да и на его алчную семейку наплевать.
Формально главной героиней становится сиделка Харлана, девушка-иммигрантка по имени Марта Кобреро (Ана Де Армас, "Чёрная лагуна"). По сравнению со всеми другими членами семьи, характеризующимися максимум одним предложением, о ней мы узнаём довольно много, но и она, в конечном итоге, остаётся удивительно плоским персонажем. Вся из себя милая и правильная, не по своей воле попавшая в переделку... Если бы нам хотя бы рассказали о её отношениях со стариком, о том, как она переживает его смерть, может быть, вся эта история приобрела бы хоть какой-то смысл. Но, наделяя героиню комичной чертой (её в буквальном смысле тошнит от вранья), режиссёр лишает нас и этого якоря. Марта Кобреро — обычная серая мышка, запутавшаяся в липкой паутине событий, и её (барабанная дробь) тоже ни грамма не жалко.
Во-вторых, в фильме жутчаший мискастинг на роль детектива Бенуа Бланка. Дэниэл Крейг вполне органично смотрится, когда нужно играть мускулами и делать сурово-неподвижное выражение лица (тот же самый Бонд из него очень правдоподобный), но вот образ проницательного сыщика сидит на нём, как платье на корове. Актёр натужно пытается изобразить взгляд с хитрым прищуром, но выходит лишь какая-то усталость и безразличие. Слишком заметны оказываются мешки под глазами и округлившийся с годами живот — с такими данными в секретного агента уже не поиграешь, а кушать на что-то надо, вот и приходится расширять амплуа.
Ничем не помогает актёру и сценарий, где не нашлось места предыстории персонажа или запоминающимся чертам характера. У него нет ни эксцентричных усов Эркюля Пуаро, ни скромного обаяния Коломбо, ни запатентованного метода, как у Шерлока Холмса. Бланк, по сути, выполняет простейшую функцию: сначала долго и упорно задаёт вопросы, позволяя зрителю построить несколько догадок, а к финалу так же долго и упорно разъясняет, что к чему. Другими словами, нужен он лишь для того, чтобы состоялось расследование: чтобы все улики методично собирались в одном месте, а в конце сложились в один логичный паззл.
В третьих, если отбросить все претензии к "глубине" происходящего и попытаться оценить фильм чисто как развлекательную загадку, даже в этом плане аттракцион выходит посредственный. Для того, чтобы зритель смог почувствовать себя полноценным детективом, ему на руки нужно сразу дать все факты. Сценаристы же долгое время держат настоящего убийцу в тени, очень грубо выкидывая на первый план других подозреваемых. Чрезвычайно ленивым выглядит сюжетный ход, когда в начале истории детективы допрашивают членов семьи Тромби, и каждый из них привирает, а правду нам показывают во флэшбэках. У Бланка не могло быть способа восстановить все события вечера, и вместо того, чтобы вести зрителя по хлебным крошкам и позволить сомневаться в том или ином персонаже, нам прямо говорят: "Алё! Вот у этого был мотив! И у этого тоже!". И мы сразу чувствуем, что нас держат за дураков и намеренно дают в руки не те карты, чтобы под конец вытащить из рукава припрятанный козырь (а слона-то вы и не заметили!).
Разочаровывает и заявленная в описании фильма комедийная составляющая. За два часа ни разу не возникает желание не то чтобы засмеяться, а даже просто улыбнуться происходящему. Многие персонажи карикатурны, но это вызывает не радостную щекотку узнавания, а самопроизвольные фейспалмы. Главные же снаряды в юмористическом арсенале сценаристов — это периодически блюющая девушка и чувак, посылающий всех далеко и надолго. Если потенциальному зрителю картины лет одиннадцать-двенадцать, то окей, шутки сработают. При другом раскладе — ну уж нет, увольте.
"Достать ножи" вышел просто парадоксально плохим. Это тот случай, когда ты берёшь пармезан, привезённый из Италии, и трёшь его на свежеприготовленную домашнюю пиццу, а по вкусу всё это напоминает сырой картон. Другими словами, отличные актёры приравнялись к предметам мебели (Джейден Мартелл, например, всю дорогу рекламировал одиннадцатый iphone), а интрига фильма сдулась уже минут через двадцать после начала. Райан Джонсон продемонстрировал просто феноменальную способность портить выданные ему ресурсы.
Уважайте себя и смотрите хорошее кино.