Найти тему

Александровская слобода на гравюрах И.Т. де Бри: правда или вымысел

Александровская слобода. Гравюра И.Т. Де Бри к книге Якоба Ульфельдта "Путешествие в Россию"
Александровская слобода. Гравюра И.Т. Де Бри к книге Якоба Ульфельдта "Путешествие в Россию"

Летом 1578 г. в Россию прибывает датское посольство во главе с Якобом Ульфельдтом с целью возобновления мирного договора. 19 августа послы и сопровождающая их свита (100 человек) прибыли в Александровскую слободу и 10 дней находились в ее окрестностях. За это время пять раз они приезжали в крепость, где были на приеме у царя, вели переговоры с боярами, присутствовали на пирах.

Иван IV вынудил главу датского посольства, грамотного человека с университетским образованием, подписать договор на выгодных для русского государства условиях. Вместо «вечного мира» королевство получило 15-летнее перемирие и уступило ливонские земли русским. Король Фредерик II отказался признать договор в таком виде, и посольская карьера Ульфельдта на этом закончилась. Поселившись в своем имении, он написал своеобразный отчет о своей дипломатической миссии – «Путешествие в Россию».

Печатный текст «Путешествия…» имеет пять гравюр, четыре из которых содержат изображение Александровской слободы XVI в. Они вышли из-под резца известного гравера Иоганна Теодора де Бри. Сам де Бри в России не был и Слободы не видел. Исследователи не пришли к единому мнению относительно того, создавал ли он иллюстрации со слов Ульфельдта, или же он положил в их основу прочитанное «Путешествие…». Наверное, это не так важно, потому что его изображения подтверждают написанное бывшим датским посланником: «Прибыли мы в крепость пространную и великолепно сделанную из камней, стенами и рвами окруженную, имеющую три богатые храмы…». Выгравированные де Бри храмы стоят на тех же самых местах, что и в XVI в.

Фото из альбома Г.Н. Бочарова, В.П. Выголова «Александровская слобода», 1970 г., из-во «Искусство»
Фото из альбома Г.Н. Бочарова, В.П. Выголова «Александровская слобода», 1970 г., из-во «Искусство»

Парадные въездные ворота находились в западной стене со стороны реки Серой, примерно там, где в XVII в. была построена надвратная церковь Федора Стратилата.

В виде двух башен-минаретов на гравюре изображена Распятская церковь-колокольня. И этому есть объяснение. По мнению архитекторов П.С. Полонского и В.В. Кавельмахера, основанному на произведенных раскопках и архитектуре самого строения, к нему примыкала выносная арочная колокольня, в пролетах которой висели самые большие колокола. Известно, что после похода на Новгород в 1570 г. по указанию Ивана Грозного из города был вывезен благовестник весом 430 пудов (около 7 тонн). Звонница Распятской колокольни не могла вместить такого огромного колокола.

Фото из альбома Г.Н. Бочарова, В.П. Выголова «Александровская слобода», 1970 г., из-во «Искусство»
Фото из альбома Г.Н. Бочарова, В.П. Выголова «Александровская слобода», 1970 г., из-во «Искусство»

На гравюре де Бри Покровская (ранее Троицкая) церковь изображена купольной, а не шатровой. Исследования шатровой росписи свидетельствуют о том, что храм был расписан и существовал в таком виде еще при Грозном. Поэтому говорить о том, что в 1578 г. Ульфельдт увидел церковь с куполом, вряд ли уместно. Впрочем, на гравюре де Бри все церкви выгравированы довольно однообразно, отличаясь в основном лишь размерами.

Археологические раскопки, ведущиеся на территории царской загородной резиденции, бывшей, по мнению В.В. Кавельмахера, второй по величине и великолепию после Московского Кремля, подтверждают плотную застройку Слободы. К юго-западу от находящейся на женской половине двора Успенской церкви был обнаружен фундамент некой постройки. К северо-востоку от храма по направлению к Покровской церкви также обнаружены внушительные белокаменные подвалы высотой до 3,5 м. (на полу даже остатки вишневого варенья сохранились). И, наконец, в этом году на площади перед Троицким (ранее Покровским) собором были обнаружены фундаменты тронной залы и столовой палаты. Все строения соединялись между собой переходами. Палаты и переходы изображены и на гравюре де Бри.

Фото из альбома Г.Н. Бочарова, В.П. Выголова «Александровская слобода», 1970 г., из-во «Искусство»
Фото из альбома Г.Н. Бочарова, В.П. Выголова «Александровская слобода», 1970 г., из-во «Искусство»

Но площадь царской резиденции при Грозном была обширнее и включала больше строений. Г.Н. Бочаров, В.П. Выголов в своем альбоме «Александровская слобода» пишут: «… В это время (при Михаиле Федоровиче) Слобода находилась в ведении приказа Большого дворца. По писцовой книге в ней « осыпной земляной по валу кругом 532 сажени (1135 м), в длину 157 сажен (335 м), поперек 98 (209 м), а нем храм каменный соборный Покрова пресвятые богородицы…». Для сравнения: протяженность стен Московского Кремля - 2235 м.

Почему же на гравюре изображены лишь три гражданских строения? Дело в том, что для встречи прибывавших в Слободу посольств выстраивалась почетная охрана (тот треугольник, что в центре гравюры, - это стрельцы). Образовывался живой коридор, по которому посланники и их сопровождающие шли до места ведения переговоров. Поэтому Ульфельдт не мог видеть ни других дворцов, ни хозяйственных построек, ни пруда, ни ручья, который тек по территории резиденции.

Датские послы на приеме у Ивана Грозного.  Гравюра И.Т. Де Бри к книге Якоба Ульфельдта "Путешествие в Россию"
Датские послы на приеме у Ивана Грозного. Гравюра И.Т. Де Бри к книге Якоба Ульфельдта "Путешествие в Россию"

Три другие гравюры иллюстрируют прием послов (№2), царский пир (№3) и крестоцеловальный обряд (№4). На каждой из них изображен вход в форме богато декорированного портала и изразцовая печь с левой стороны. Гравюра №2 имеет более глубокую перспективу, поэтому можно рассмотреть два небольших окна вверху слева и справа от трона. Если проводить архитектурное сравнение, то такие же окна сохранились и в дошедших до нашего времени палатах XVI в. под Домовым храмом Ивана IV, а созданные итальянскими мастерами порталы поражают своей изысканностью. Наверное, своим орнаментом они произвели большое впечатление и на датского посла.

Пир в Александровской слободе.   Гравюра И.Т. Де Бри к книге Якоба Ульфельдта "Путешествие в Россию"
Пир в Александровской слободе. Гравюра И.Т. Де Бри к книге Якоба Ульфельдта "Путешествие в Россию"

Сколько же палат изображено на гравюрах? Как пишет сам Якоб Ульфельдт: «Потом [после приема царем] мы удалились и были отведены в другое помещение, в котором оставались до тех пор, пока не появились советники <…>, которых он прислал для переговоров с нами и с которыми мы беседовали до тех пор, пока не наступило время обеда. Отсюда мы были отведены на прежнее место». Следовательно, иллюстрации №2 и №3 показывают одно и то же помещение – тронный зал. А обряд ратификации договора – крестоцелование – мог происходить в другой палате. В пользу этого говорит и то, что во время обряда из палаты высылались все люди, которые «в думе не живут», оставались лишь послы и думцы.

В целом граверу удалось передать исключительно много информации, повествующей о посольских обрядах XVI в. Вглядитесь в прием послов: перед входом каждый из послов стоит в шляпе и короткополой одежде при шпаге рядом с сопровождающим каждого из них боярином. После входа они уже без оружия и с непокрытыми головами сидят перед царем на лавке в момент передачи «поминков» - подарков. Их должны забрать двое стоящих рядом служилых людей.

Чтобы показать потрясающую деталировку гравюры вновь обратимся к воспоминаниям Ульфельдта: «Миновав их [бояр], мы взошли во дворец, заполненный другими боярами, одетыми самым богатым образом, сидящими каждый на своем месте. <…> Затем, когда нас впустили, мы увидели царя и его старшего сына, оба сидели — отец на троне, возвышавшемся над полом на один локоть, сын немного пониже справа от него.

Первый был облачен в шелковую тунику золотистого цвета, украшенную драгоценными камнями, на шее у него было золотое украшение, сделанное из разных [драгоценных] камней, на голове — шапка, украшенная камнями и самоцветами, на которую была надета золотая корона; на всех пальцах были перстни, в которые были вставлены большие жемчужины, в руке он держал позолоченный скипетр.

На втором была шелковая туника красного цвета, усеянная драгоценными камнями, на голове у него — головной убор, отороченный мехом.

Рядом с ним стояли четверо юношей, державших в руках топорики, одетых в белые полотняные одежды…»

Обряд крестоцелования.  Гравюра И.Т. Де Бри к книге Якоба Ульфельдта "Путешествие в Россию"
Обряд крестоцелования. Гравюра И.Т. Де Бри к книге Якоба Ульфельдта "Путешествие в Россию"

По двум другим гравюрам также можно рассказать и об обряде крестоцелования, и о пире по случаю прием послов. Он был таким же, что и при Василии III, отце Грозного. С. Герберштейн в своих «Записках о Московии» пишет: «Великий князь взглянул на крест и трижды перекрестился, наклоняя столько же раз голову и опуская руки почти до земли, подошел ближе, шевеля губами – как бы молился; отер уста полотенцем, отплюнул на землю, наконец поцеловал крест и сперва коснулся им лба, потом обоих глаз; отступив назад, он снова перекрестился и сделал поклон». На гравюре видно, что царь стоит с непокрытой головой, а его царскую шапку держит приближенный боярин. Послы с вниманием наблюдают за церемонией.

Замечательно передана атмосфера пира. На возвышении царский стол, справа – большой стол для наиболее знатных гостей. Слева – стол кривой, для менее знатных. За ним с непокрытыми головами, но на наиболее престижных местах (лицом к царю, а не к стене) сидят послы. В центре возвышается поставец с самой богатой посудой. Он говорит о богатстве и знатности хозяина пира. В посольских книгах написано, что поставец в Александровской слободе назывался «Божница». Столы сплошь уставлены яствами. Пир обслуживает множество слуг из дворян – стольники, чашничии.

Можно с уверенностью сказать, что гравюры Иоганна Теодора де Бри являются не только украшением «Путешествия в Россию» Якоба Ульфельдта, но и дополнительным источником информации об эпохе первого русского царя.

Александровская слобода. Современный вид.
Александровская слобода. Современный вид.

Вы читаете канал музея-заповедника «Александровская слобода», известного как #МузейИванаГрозного.

Александровский кремль – это не просто точка на географической карте. Это – уникальный дворцово-храмовый ансамбль XVI в., в котором размещалась резиденция первого русского царя, на 17 лет (1564-1581) ставшая столицей России. Кровавые события опричнины и борьба за объединения русских земель, зарождение книгопечатания и тайна смерти царевича Ивана, судьба исчезнувшей царской Либерии и семейные драмы Ивана Грозного – все это «Александровская Слобода» с ее белокаменными дворцовыми палатами, Домовым храмом Ивана IV, многочисленными историческими и художественными выставками. Ноу-хау музея – разнообразные анимационные программы и творческие экскурсии-занятия, на которых каждый посетитель становится участником действа и которые пользуются огромным успехом у российских и иностранных туристов.