Найти в Дзене
Мера Точности

Как пальпировать Землю. Часть 3. Бесконечное удлинение

Что легче, быстрее и приятнее: «пробить» просеку, протащить в глухомани по ней санный поезд, расставить оборудование, дать серию взрывов, а затем продвинуться еще на 500—1000 метров — или просто протянуть кабель сразу на 30 километров, а затем «полетать» под ним на самолете? Сомнений ответ не вызывает. Он требует лишь цифровых уточнений.

Источник: Яндекс.Картинки
Источник: Яндекс.Картинки

— Производительность нового метода, — говорит главный инженер Новосибирского геофизического треста А. Д. Бородин,— оказалась при испытании в 10—15 раз выше, чем при наземных разведочных работах.

Грозу ждать не надо

Новый метод. Выходит, он уже найден? И в Институте автоматики и электрометрии нам рассказывал о нем один из основных авторов БДК — доктор технических наук Генрих Абрамович Штамбергер.

— БДК сокращенно обозначает: метод бесконечно длинного кабеля. То, что он прокладывается на 25—30 километров, это только техническая обусловленность. Принцип допускает именно бесконечное удлинение.

Но в чем же суть новинки?

То, чем занимается экспедиция Кондрашова,— лишь одно из практических приложений геофизики. Сама же наука призвана изучать все физические свойства тел, образующих верхние слои земли. Ее интересует не только плотность или упругость, но и магнитность, электропроводность, радиоактивность. Так вот, метод БДК связан с измерениями электрических параметров земных глубин. В основу положено всем знакомое по школьным учебникам явление электромагнитной индукции.

По исследуемой площади протягивается кабель. Его концы заземляются. Затем по кабелю пропускается переменный ток обычно звуковой частоты. Источником тока служат довольно мощные генераторы. В окружающем пространстве возникает искусственное электромагнитное поле. Если поблизости окажутся рудные скопления, поле возбудит в них вихревые токи. Они в: свою очередь послужат источником вторичного электромагнитного эффекта. Измеряя это вторичное поле, можно выявить местонахождение полезных ископаемых.

Все очень просто. Просто, если не считать, что для измерения индукционной силы нужны особо чувствительные приборы. Над их созданием трудился небольшой коллектив лаборатории магнитной разведки Института автоматики и электрометрии.

В 1962 году были проведены первые испытания аппаратуры. Она устанавливается на борту вертолета или самолета, который перпендикулярно к направлению проложенного кабеля прочерчивает в воздухе множество прямых.

Оператору остается только следить за работой измерительных систем. Они сами записывают малейшие колебания в распределении электромагнитного поля. Прочитав эти «бортовые» записи, можно судить потом о рудных залеганиях, если они окажутся, конечно.

Опять это «если»! Гораздо эффектнее было бы сообщить, что после замеров с самолета остается проложить дороги, доставить оборудование, построить город или поселок да использовать новый подарок природы. Но наука смотрит на «если» спокойнее. Она сталкивается с ними на каждом шагу и давно уже приспособилась к необходимости учитывать самые различные зависимости.

Так и в случае с БДК. Разве нет «если» в наземных способах? Их там еще больше. Значит, надо сравнить способы и извлечь из сопоставления пусть не готовое решение, а хотя бы новую гипотезу.

Г. А. Штамбергер сравнивает:

— Наземная электроразведка обременена тяжелым оборудованием и дальними расстояниями. БДК упрощает дело и позволяет охватить измерениями огромные территории. Кроме того, крылатая разведка способна одновременно использовать магнитометрические и радиометрические способы зондажа земли, а следовательно, при тех же затратах получать более полную информацию о геологических особенностях обследованного района. Важно и то, что уже отмечено практиками: одна воздушная партия геофизиков может выполнять работу чуть ли не ста наземных отрядов.

Но метод БДК не исключает хотя бы и сокращенной наземной службы. С прокладкой кабеля тоже достаточно много хлопот. Кроме того, все существующие методы электроразведки переменными токами требуют мощных источников для создания первичного поля. Генераторы усложняют и удорожают исследования...

Нет, не везет нам с геофизиками. Хочется рассказать, как находят люди возможности измерений не только расстояний, температуры, электрического напряжения или радиоактивного излучения, но и «урожайности» земных недр. Оказывается, что такие находки с изъяном, что, уступая дорогу более совершенному методу, старый все же передает ему толику своих недостатков.

Действительно, чтобы вызвать эту самую индукцию в рудных скоплениях, надо создать первичное электромагнитное поле, то есть вести уже не прямые измерения, а как бы отраженные. Нам это явно не нравится, Возможно, на первых порах это не вызвало радости и среди ученых.

Но к изучению полей они подошли уже не с эмоциональными мерками. Если рудные тела выявляются с помощью электромагнитной индукции, то все дело в том, как возбудить эту индукцию — использовать мощные генераторы или обратиться к естественным природным силам? Не может ли тут поработать гроза? Ведь ежесекундно над земным шаром громыхает 80 грозовых разрядов.

Источник: Яндекс.Картинки
Источник: Яндекс.Картинки

Ученые, правда, еще спорят о причинах возникновения естественных электромагнитных полей. Вне сомнений только сам факт. Сверхчувствительные приборы установили его с достоверностью. Первичные поля с очень широким спектром частот существуют, так сказать, в готовом виде.

Вызывают ли их постоянное вторжение космических частиц, мощные разряды молний или некие другие причины — в данном случае не важно. Пользу надо извлечь из самого их существования.

Наука
7 млн интересуются