«Если бы не ты»: как наша привычка общаться определяет, по какому пути пойдет жизнь

8,9K прочитали
У каждого из нас есть своя стратегия взаимодействия с людьми. Знаменитый американский психолог Эрик Берн называл такие стратегии играми и утверждал, что свою игру мы получаем от родителей.

У каждого из нас есть своя стратегия взаимодействия с людьми. Знаменитый американский психолог Эрик Берн называл такие стратегии играми и утверждал, что свою игру мы получаем от родителей. Если не произойдет какое-то вмешательство извне, то человек будет играть в ту же игру, что и его родители, и научит этой игре своих детей и внуков. В большинстве случаев в этом и состоит суть воспитания. Мы даже друзей и любимых выбираем из числа тех, кто играет в те же игры, что и мы. В статье на примере типичной игры рассмотрим, как она определяет нашу судьбу.

Теорию игр Эрик Берн описал в своем бестселлере «Игры, в которые играют люди». Под игрой он понимал серию ходов, содержащих ловушку, какой-то подвох. Но надо отметить, что Берн рассматривает только бессознательные игры, в которые мы играем, даже не понимая этого, но которые не дают нам достичь настоящей близости в отношениях и делают нашу жизнь зависимой от правил игры.

Вот пример типичной игры, которую Эрик Берн назвал «Если бы не ты»

Главные герои этой игры — мистер и миссис Уайт. Это стандартное имя, которым Эрик Берн часто называет героев своих игр. Итак, мистеру Уайту не нравилось, что его жена общается с подругами, ходит на какие-то светские мероприятия, — в общем ведет жизнь вне дома. И самое обидное для миссис Уйат — он запрещал ей учиться танцевать. После того, как мистер Уйат прошел курс психотерапии, он стал давать жене больше свободы и разрешил-таки пойти в танцевальный кружок. И вот она записалась на танцы, однако с первого же урока поняла, что ужасно боится танцевать на глазах у других людей, и ей пришлось отказаться от этой затеи.

Что мы видим в этой игре? Из всех своих поклонников миссис Уйат выбрала самого деспотичного. Это в дальнейшем позволило ей жаловаться, что она могла бы много достичь, заниматься разными интересными делами, «если бы не он». Однако после истории с танцами выяснилось, что муж оказывал ей услугу, запрещая делать то, чего она на самом деле очень боится.

Элементы анализа игр на примере игры «Если бы не ты»

Эрик Берн выделил некоторые общие элементы, присущие любой игре. С их помощью можно анализировать и обобщать любые игры. Расскажу о них.

Тезис. Это общее описание игры. Пример тезиса был дан выше.

Антитезис. Это ответ на вопрос: в чем существенная значимость игры для игрока. Чтобы её понять, нужно либо отказаться от игры, либо уменьшить «вознаграждение». Тогда Водящий (основной игрок) предпримет более энергичные попытки продолжить игру. Если другие игроки отказываются от игры, то Водящий впадает в отчаяние — состояние, которое напоминает депрессию, но отличается от нее некоторыми существенными чертами. Эрик Берн пишет, что это состояние более острое и может выражаться, например, в приступе безутешных рыданий.

В нашем примере антитезис — это отсутствие запретов. Игра возможна лишь тогда, когда муж что-то запрещает жене. Если вместо привычного «Нельзя!» он вдруг ответит «Да, пожалуйста!», её страхи выйдут наружу, и она не сможет больше обвинять во всем мужа.

Цель. Здесь констатируются общие цели игры. Их может быть несколько. Например, в «Если бы не ты» их две: придание себе уверенности («Дело не в том, что я боюсь, — просто он мне не позволяет») и самооправдание («Дело не в том, что я не стараюсь, — просто он меня не пускает»). Первая цель более очевидна и в большей степени отвечает потребностям жены, и прежде всего её потребности в безопасности.

Роли и состояния Я. В играх могут участвовать два, три и более игрока. Состояние Я каждого игрока иногда соответствует его роли, а иногда нет. Состояния Я — это наши внутренние состояния Взрослого, Родителя или Ребенка. Эти понятия — основа транзактного анализа Эрика Берна. Он считал, что в каждом из нас «живет» Взрослый, Ребенок и Родитель и, когда мы общаемся, то «включаем» одного из них. Эрик Берн советовал почаще общаться из позиции Взрослого, тогда жизнь будет более гармоничной.

Но вернемся к игре «Если бы не ты». Как уже говорилось, состояния Я каждого игрока иногда соответствует его роли, а иногда нет. «Если бы не ты» рассчитана на двух участников: мужа-тирана и подавляемой им жены. Жена может играть свою роль, находясь в состоянии Взрослого («Самое разумное, что я могу сделать, — это поступать, как он велит»), либо — Ребенка (обижаться и капризничать). Муж-тиран может общаться с позиции Взрослого («Самое разумное для тебя — делать так, как я говорю») или играть из состояния Родителя («Даже не вздумай меня ослушаться»).

Эрик Берн выделил большое количество разных игр, объединив их в несколько игровых групп: игры на всю жизнь, супружеские и сексуальные игры, игры в компании. Узнать о них можно из его книги «Игры, в которые играют люди». В завершение добавлю: Эрик Берн считал, что любая игра — это суррогат истинной близости. Он предлагал своим читателям понять, в какую игру они играют, и выйти из нее, потому что только так мы сможем добиться истинной близости с другим человеком.