Найти тему

Как метафора может решить проблему образования?

Признайтесь, при слове «метафора» вы вспоминаете урок литературы. Но результаты исследований многих ученых доказывают, что метафора имеет более глубокий смысл. Это и помощник при решении сложных социальных проблем, и средство изменения стереотипов. Рассмотрим, как ученые раскрывают это понятие.

Метафора как инструмент: от создания нового знания до решения социальных проблем

В нашем обычном понимании метафора рассматривается как видение одного объекта через другой. Например, экономические и политические события сравниваются с играми, производственные конфликты с войной. Результаты многочисленных исследо­ваний дают основания когнитологам считать, что метафора является одним из основных средств создания нового знания. Рассмотрим на примерах:

Рациональность = метафорическое рассуждение

По мнению американского профессора Джорджа Лакоффа, использование метафоры для понимания опыта – один из важнейших триумфов человеческого мышления.

Рациональное мышление опирается на мета­форические модели. Любой адекватный подход к рациональности требует использования воображения, а воображение неразрывно связано с метафорическим рассуждением.

Джордж Лакофф
Джордж Лакофф

Лучший метод решения социальных проблем – растворение

Американский психолог Дональд Шон полагает, что любую социальную проблему можно представить в виде своеобразной карты ситуации, содержащей ключ – генеративную метафору, которая поможет определить способы решения проблемы.

Дональд Шон
Дональд Шон

Метафоры – путь к изменению стереотипов

В прикладных системных исследованиях метафоры широко используются как инструмент изменения стереотипов. В случае возникшего непонимания между практиками и теоретиками, метафоры оказываются очень эффективным средством объяснения новых теоретических подходов с помощью аналогий, которые всем хорошо знакомы и вызывают доверие.

-4

Пять базовых системных метафор по Р. Фладу и М. Джексону

Согласно концепции, разработанной английскими учеными Р. Фладом и М. Джексеном, любую социальную проблему можно проанализировать сквозь призму пяти базовых системных метафор: машины, организма, мозга, культуры и политики.

Источник:  Плотинский Ю. М. Модели социальных процессов. Москва, 2001
Источник: Плотинский Ю. М. Модели социальных процессов. Москва, 2001

  • первые три метафоры предназначены в основном для проек­тирования системы;
  • социокультурная метафора полезна в фазе обсуждения различных проектов, так как предполагается, что в процессе обсуждения происходит обучение и достигается взаимопонимание;
  • социополитическая метафора предназначена для освобожде­ния – обнаружения того, чьим интересам служат предлагаемые нововведения, а затем уменьшения степени принуждения.

Проблема университета через призму метафоры

Если рассматривать российское высшее профессиональное образование через призму метафор, мы увидим:

  • сохраняющуюся закрытость университета,
  • недостаточную гибкость,
  • излишнюю коммерциализацию,
  • погоню за формальными показателями.

Таким образом, посредством приведенных выше метафор происходит переосмысление достижений и просчетов российского образования.

Источники:

Плотинский Ю. М. Модели социальных процессов. М., 2001.

Новикова В.П. Переосмысление университета через призму метафоры // Вестн. Том. гос. ун-та. Филология. 2016. №1 (39).