Признайтесь, при слове «метафора» вы вспоминаете урок литературы. Но результаты исследований многих ученых доказывают, что метафора имеет более глубокий смысл. Это и помощник при решении сложных социальных проблем, и средство изменения стереотипов. Рассмотрим, как ученые раскрывают это понятие.
Метафора как инструмент: от создания нового знания до решения социальных проблем
В нашем обычном понимании метафора рассматривается как видение одного объекта через другой. Например, экономические и политические события сравниваются с играми, производственные конфликты с войной. Результаты многочисленных исследований дают основания когнитологам считать, что метафора является одним из основных средств создания нового знания. Рассмотрим на примерах:
Рациональность = метафорическое рассуждение
По мнению американского профессора Джорджа Лакоффа, использование метафоры для понимания опыта – один из важнейших триумфов человеческого мышления.
Рациональное мышление опирается на метафорические модели. Любой адекватный подход к рациональности требует использования воображения, а воображение неразрывно связано с метафорическим рассуждением.
Лучший метод решения социальных проблем – растворение
Американский психолог Дональд Шон полагает, что любую социальную проблему можно представить в виде своеобразной карты ситуации, содержащей ключ – генеративную метафору, которая поможет определить способы решения проблемы.
Метафоры – путь к изменению стереотипов
В прикладных системных исследованиях метафоры широко используются как инструмент изменения стереотипов. В случае возникшего непонимания между практиками и теоретиками, метафоры оказываются очень эффективным средством объяснения новых теоретических подходов с помощью аналогий, которые всем хорошо знакомы и вызывают доверие.
Пять базовых системных метафор по Р. Фладу и М. Джексону
Согласно концепции, разработанной английскими учеными Р. Фладом и М. Джексеном, любую социальную проблему можно проанализировать сквозь призму пяти базовых системных метафор: машины, организма, мозга, культуры и политики.
- первые три метафоры предназначены в основном для проектирования системы;
- социокультурная метафора полезна в фазе обсуждения различных проектов, так как предполагается, что в процессе обсуждения происходит обучение и достигается взаимопонимание;
- социополитическая метафора предназначена для освобождения – обнаружения того, чьим интересам служат предлагаемые нововведения, а затем уменьшения степени принуждения.
Проблема университета через призму метафоры
Если рассматривать российское высшее профессиональное образование через призму метафор, мы увидим:
- сохраняющуюся закрытость университета,
- недостаточную гибкость,
- излишнюю коммерциализацию,
- погоню за формальными показателями.
Таким образом, посредством приведенных выше метафор происходит переосмысление достижений и просчетов российского образования.
Источники:
Плотинский Ю. М. Модели социальных процессов. М., 2001.
Новикова В.П. Переосмысление университета через призму метафоры // Вестн. Том. гос. ун-та. Филология. 2016. №1 (39).