Белорусская ССР среди всех советских республик понесла наибольший урон в годы Великой Отечественной войны. Вся территория республики на три года оказалась под властью оккупационного режима, который чаще всего сеял лишь смерть и разрушения. В ходе операции «Багратион» вся территория Белоруссии была освобождена, а бойцы Красной армии и прибывшие на место представители власти воочию увидели, во что превратились некогда цветущие земли.
«Сохранился только вокзал…»
За время оккупации в Белоруссии было уничтожено свыше 9 тысяч населенных пунктов, из которых порядка 5 тысяч оказались преданы огню вместе с жителями или их частью. Красноармейцы и командиры при продвижении на Запад перед видели удручающую картину: обугленные пепелища, разрушенные дороги, сожженные посевы, руины взорванных домов. Все это стало результатом не только боевых действий, но и карательных операций против партизан и им сочувствующих, а также политики выжженной земли, которую запустил Третий Рейх после начала отступления.
Уже 5 июля 1944 года, то есть спустя две недели после начала операции «Багратион», Лаврентий Берия в спецсообщении докладывал Иосифу Сталину и другим руководителям СССР об обстановке на освобожденных территориях. Картина складывалась удручающая.
Город Витебск: разрушены электростанция, вокзал, основная часть инфраструктуры, жилых домов, научных и культурных учреждений. Сохранилась окраина города, один автомобильный мост. Население на момент учета составляло 1 тысячу человек из 167 тысяч жителей до начала войны.
Город Орша: разрушен полностью. Сравнительно сохранился только железнодорожный вокзал. В городе при освобождении было 7 тысяч человек (до войны город насчитывал свыше 37 тысяч жителей).
Город Могилев: разрушены основные промышленные объекты, железнодорожный узел, электростанция, мосты. Основная часть жилых домов, кроме деревянных, сохранилась. После освобождения город насчитывал 3 тысячи жителей (до войны их было порядка 100 тысяч).
Город Жлобин: разрушен полностью, целыми остались лишь несколько деревянных домов. Население составляет всего 12 человек (до войны было 19 тысяч).
Город Минск: разрушены железнодорожный узел, основная часть промышленных предприятий и жилых домов. Неразрушенными на момент освобождения оказались порядка 70 зданий. Население города составило 37 тысяч человек из 270 тысяч довоенных жителей.
«Встречаясь с нашими бойцами, обнимают и целуют…»
Сразу после освобождения населенных пунктов часть местного населения, скрывавшаяся от карательных операций в лесах, смогла вернуться в свои дома или к тому, что от них осталось. О настроениях людей в письме секретарю КП(б)Б Пантелеймону Пономаренко сообщал начальник политуправления 1-го Белорусского фронта генерал-майор Галаджаев.
По словам Галаджаева, люди стали возвращаться в населенные пункты лишь после того, как убедились в отсутствии там немцев. Красная армия в освобожденных городах и деревнях встречалась с воодушевлением и радостью:
Встречаясь с нашими бойцами и офицерами, жители обнимают и целуют их, плачут от радости, горячо благодарят за освобождение от немецких разбойников.
Из первых уст солдаты и командиры Красной армии узнали о творимых на оккупируемой территории зверствах. Все трудоспособное население перед отступлением немцев вылавливалось и отправлялось на работы в Германию. Дети от 8 до 15 лет изымались из семей, после чего определялись в специальные лагеря, где становились донорами крови для раненых солдат и офицеров вермахта. Часть населения, согнанного в лагеря, использовали для строительства укреплений, за что они получали скудное питание.
Последний факт стал причиной опасений освобожденного населения насчет предстоящих репрессий. Участвующие в принудительных работах по возведению немецких оборонительных сооружений люди считали, что это обстоятельство будет расценено властью как пособничество оккупантам. Опасались местные жители в открытую говорить также о полицейских и старостах, поскольку они могли состоять в родстве, а некоторые шли на службу к немцам лишь из желания обезопасить свои семьи.
В годы войны население Белорусской ССР сократилось на треть: с 9 млн человек в 1941 году до 6 млн человек в 1944 году. Также порядка 400 тысяч человек были насильно отправлены на работу в Германию.
«Выделить 10 млн рублей на восстановление…»
Практически сразу после освобождения в разоренной Белоруссии начались работы по восстановлению республики. В постановлении Совнаркома СССР «О неотложных мерах по восстановлению сельского хозяйства Белорусской ССР», выпущенном 3 октября 1944 года, были определены основные направления для борьбы с последствиями оккупации.
В первую очередь речь шла о восстановлении сельского хозяйства на основе колхозной системы (хотя, как отмечал в своем письме генерал-лейтенанту Телегину полковник Гришко, отношение белорусов к колхозам было в целом негативным), для чего предварительно проводилась инвентаризация имеющихся инструментов, скота, техники и сооружений. Правительству БССР ставилась задача к 1945 году восстановить 247 машинотракторных станций, а также моторемонтные заводы и мастерские. Для восстановления сельского хозяйства Наркомзем СССР выделял 800 тракторов и свыше 12 тысяч единиц различного инвентаря, 75 станков, цемент, гвозди, провода, стекло и другие материалы; тыловым службам Красной армии поручалось выделить 300 грузовиков; Центральное статистическое управление должно было обеспечить Белоруссию 20 тоннами бумаги; Главнефтеснаб должен был восстановить ранее действовавшие нефтебазы.
Техникумы и ВУЗы СССР, согласно постановлению, выделали свыше двухсот специалистов, вклчая агрономов, бухгалтеров и землеустроителей, а из действующей армии для нужд сельского хозяйства направлялись негодные к военной службе солдаты, сержанты и офицеры на должности инженеров, ветврачей и техников.
Для подготовки специалистов уже на территории Белоруссии в 1944 году должны были открыться 6 школ механизации, 7 техникумов и школы среднего сельскохозяйственного обучения для обеспечения республики необходимыми кадрами. Только на это в совокупности с восстановлением МТС из бюджета выделялись 10 млн рублей.
Помощь также оказывали регионы страны, не пострадавшие от боевых действий. По приведенной информационной записке можно оценить масштабы поставок в Белоруссию:
Несмотря на колоссальную работу, довоенных показателей республике удалось достичь нескоро, а численность населения достигла довоенной лишь к 1971 году. Причиной этому стали масштабы разрушений и зверства оккупантов и именно из-за понесенного ущерба Белорусская ССР стала одной из стран-учредительниц ООН.
До сих пор в Беларуси очень трепетно относятся к истории Великой Отечественной войны, а 9 мая считается главным праздником. Белорусы знают и помнят о том, что пришлось пережить республике в три долгих года оккупации. Шрамы в виде пепелищ сожженных деревень поросли травой и лесом, но память о них все так же свежа, ибо нет в Беларуси семьи, не испытавшей на себе тягот и страданий ужасной войны.
Источники:
Спецсообщение Лаврентия Берии;
Письмо Галаджаева секретарю ЦК КП(б)Б Пономаренко;
Письмо Гришко Телегину;
Постановление СНК СССР "О неотложных мерах по восстановлению сельского хозяйства Белорусской ССР"
Если вам понравилась статья, то рекомендую также прочитать:
О Спасе на Сенной, церкви среди кабаков и притонов;
О Соловках, первом острове ГУЛага;
О Знаменской церкви, снесенной ради метро