Найти в Дзене
Мысли Веры

Мифология природы славянской культуры

Оглавление

Это вводная статья, для общего представления о мифологии природы древних славян.

Для начала я предлагаю ввести два понятия, это: мифы и мифология.

Мифы- повествования, передающие представления древних народов о происхождении мира, явлений природы, о богах и легендарных героях. Миф- это способ понимания мира и самого себя, рассказ о прошлом и средство объяснения настоящего. Вообще, слово «миф» греческого происхождения и означает «сказание», «предание».

-2

Мифология- это система первобытного мировосприятия, миропонимания, средство поддержания природного и социального порядка. Это особое мышление, условный «язык» символов, знаков, особый «код», к которому современному человеку нужен особый «ключ».

Мифы жили в устной форме и сейчас, для выявления первоначальных мифологических представлений, ученым приходится реконструировать по различным письменным и археологическим источникам ту отдаленную эпоху. Особенно сложен процесс восстановления мифов в славянской культуре, если сравнивать, например, с греческой, египетской или индийской.

-3

Мифологическое познание мира относится к языческому периоду человечества, поскольку письменность в славянскую культуру пришла вместе с принятием христианства, поэтому, славянские мифы если и фиксируются в текстах, то уже в период господства христианства.

-4

Важным становится вопрос источников реконструкции мифов. Ими могут выступать тексты иных культур, тексты «извне», например, различные поучения против язычества, принадлежавшие церковным авторам, скупые летописные свидетельства, редкие заметки иностранных писателей и путешественников. Природа таких источников влияет именно на достоверность описания. Так для христианства язычество не просто чуждо, но и достойно осуждения.

Основным источников выступает народная обрядность- это поверья, ритуалы, заговоры, заклинания, песни ( например, «Во поле береза стояла…»). Особое значение придается сказке, как наследницы мифа.

-5

Язычество, породившее мифы, это, прежде всего обожествление явлений природы и многобожие.

Черты мифологии природы:

1) Олицетворение. Как отмечал еще А.Н.Веселовский в своей работе «Сравнительная мифология и ее метод» : «Главная черта, характеризующая психическую деятельность первобытного человека, это его склонность к олицетворению. В деревьях, горах и реках также подозревали признаки личной жизни, хотя в них менее заметно проявлялось то, что составляет главное отличие личности: свобода воли, сказывающаяся в движениях»

2) Метаморфичность и вера в действительно мифа. В тесной связи с олицетворением в мифах проявляется метаморфичность языка. Например, как указывал А. А. Потребня, «Язык есть главное и первообразное орудие мифического мышления... Влияние языка на мифы бесспорно». Пример метафоры в древнейших мифах – облако - корова. «Облако напоминало…гигансткую корову, дающую молоко - дождь, долго она не давала дождя -молока, видно кто-нибудь похитил ее и запер в твердыню…»

Сравнение - превращение облака в корову основано на вере в действительно этого сравнения.

3) Развитие мифов, а не статическое их существование. Из нескольких центров, переплетение, пересказ – осложнение - вариативность.

С высшей мифологией мы уже знакомились, когда разбирали Пантеон Богов. С низшей мифологией вы можете ознакомиться тут.

Читайте также:

Славянский мир: Явь, Навь, Правь

Беловодье - тайна русского рая

Язычество в наше время

Страшный конец русских-народных сказок

Психически больные люди на моем жизненном пути

Если вам понравилась моя статья, ставьте лайки и подписывайтесь на канал. Дальше – больше, вас ждет много всего интересного :)