Это вводная статья, для общего представления о мифологии природы древних славян.
Для начала я предлагаю ввести два понятия, это: мифы и мифология.
Мифы- повествования, передающие представления древних народов о происхождении мира, явлений природы, о богах и легендарных героях. Миф- это способ понимания мира и самого себя, рассказ о прошлом и средство объяснения настоящего. Вообще, слово «миф» греческого происхождения и означает «сказание», «предание».
Мифология- это система первобытного мировосприятия, миропонимания, средство поддержания природного и социального порядка. Это особое мышление, условный «язык» символов, знаков, особый «код», к которому современному человеку нужен особый «ключ».
Мифы жили в устной форме и сейчас, для выявления первоначальных мифологических представлений, ученым приходится реконструировать по различным письменным и археологическим источникам ту отдаленную эпоху. Особенно сложен процесс восстановления мифов в славянской культуре, если сравнивать, например, с греческой, египетской или индийской.
Мифологическое познание мира относится к языческому периоду человечества, поскольку письменность в славянскую культуру пришла вместе с принятием христианства, поэтому, славянские мифы если и фиксируются в текстах, то уже в период господства христианства.
Важным становится вопрос источников реконструкции мифов. Ими могут выступать тексты иных культур, тексты «извне», например, различные поучения против язычества, принадлежавшие церковным авторам, скупые летописные свидетельства, редкие заметки иностранных писателей и путешественников. Природа таких источников влияет именно на достоверность описания. Так для христианства язычество не просто чуждо, но и достойно осуждения.
Основным источников выступает народная обрядность- это поверья, ритуалы, заговоры, заклинания, песни ( например, «Во поле береза стояла…»). Особое значение придается сказке, как наследницы мифа.
Язычество, породившее мифы, это, прежде всего обожествление явлений природы и многобожие.
Черты мифологии природы:
1) Олицетворение. Как отмечал еще А.Н.Веселовский в своей работе «Сравнительная мифология и ее метод» : «Главная черта, характеризующая психическую деятельность первобытного человека, это его склонность к олицетворению. В деревьях, горах и реках также подозревали признаки личной жизни, хотя в них менее заметно проявлялось то, что составляет главное отличие личности: свобода воли, сказывающаяся в движениях»
2) Метаморфичность и вера в действительно мифа. В тесной связи с олицетворением в мифах проявляется метаморфичность языка. Например, как указывал А. А. Потребня, «Язык есть главное и первообразное орудие мифического мышления... Влияние языка на мифы бесспорно». Пример метафоры в древнейших мифах – облако - корова. «Облако напоминало…гигансткую корову, дающую молоко - дождь, долго она не давала дождя -молока, видно кто-нибудь похитил ее и запер в твердыню…»
Сравнение - превращение облака в корову основано на вере в действительно этого сравнения.
3) Развитие мифов, а не статическое их существование. Из нескольких центров, переплетение, пересказ – осложнение - вариативность.
С высшей мифологией мы уже знакомились, когда разбирали Пантеон Богов. С низшей мифологией вы можете ознакомиться тут.
Читайте также:
Славянский мир: Явь, Навь, Правь
Беловодье - тайна русского рая
Язычество в наше время
Страшный конец русских-народных сказок
Психически больные люди на моем жизненном пути
Если вам понравилась моя статья, ставьте лайки и подписывайтесь на канал. Дальше – больше, вас ждет много всего интересного :)