Найти тему
Книги. Издательство АСТ

Что нас раздражает в фэнтези. Часть первая

Оглавление

Жанр этот, будучи весьма востребованным, сегодня менее других соответствует первоначальному значению слова fantasy. Причина: он глубже прочих литературных направлений поражен штампами и клише. О наиболее раздражающих из них поговорим в нашем тексте.

1. Все куда-то едут

Нет, на первый взгляд это логично. В стандартном фэнтези-сеттинге редко найдется место автомобилям и самолетам, поэтому значительную часть жизни активно действующие герои вынуждены проводить пешими или конными.

Вот только есть одно «но»: в реальном средневековье (после XIII в.) люди не так уж часто переезжали с места на место. Значительная часть населения (если речь не о торговцах, артистах или представителях аристократии) могла вообще всю жизнь не покидать пятака земли диаметром в 40-50 километров!

Однако много ли вы видели книг жанра, где действие происходит в рамках одного, но зато в деталях показанного квазисредневекового города*?

* К примеру, полновесный путеводитель по средневековому монастырю мы видели в «Имени Розы» Умберто Эко. Однако это серьезный (местами) историко-философский роман.

2. Набор рас

Что еще отличает так называемый «стандартный фэнтези-сеттинг» (в котором и происходят события 90% текстов данного направления)? Разумеется, набор рас.

-2

Пусть вас не вводят в заблуждение разнообразные сиды, красноцвержики, тролдалаки и боббиты. Писатель, сочиняющий все эти хитрые названия обманывает не столько вас, сколько по факту самого себя. Как ни крутись, он все равно крадет канонизированный еще Толкином **, набор из гномов, эльфов и людей (в том числе малорослых, краснокожих...) по одну сторону и орков/гоблинов/нежити по другую. Увидеть что-то действительно новое здесь большая редкость.

Что еще? Люди — всегда европеоиды. Фэнтезийные эльфы женоподобны и эмоционально отстранены, орки всенепременно тупы и перекачаны. Эй, писатель! Как насчет бритоголового эльфа-пауэрлифтера или надменного интеллектуала-орка?

**А после многократно переканонизированный игровыми вселенными вроде Dungeons & Dragons.

3. Нулевые генетические барьеры

Люди практически во всех этих литературных мирах — самый сексуально озабоченный из народов. Вы увидите их гибриды буквально со всеми представленными в сеттинге расами. Но касается это только людей. Никаких эльфонежитей или гномовеликанов.

-3

С другой строны данный штамп отражает реалии нашего мира, где все многообразие рас представляет один биологический вид Homo sapiens, в рамках которого генетических барьеров для скрещивания действительно не существует.

Вот только зачем следовать избитому шаблону столь упорно?

4. Двуручные мечи

Понятно, что здоровенная железяка с крестовиной где-то посередине очень эффектно смотрится в руках накачанного героя и чертовски хороша для иллюстраций.

-4

Но если подумать, то подобное вооружение без сопутствующего комбо из кинжала плюс легкой брони не слишком-то жизнеспособно. Вашего героя пока он извлечет стальную дубину на раз успеют прирезать обыкновенным ножом в придорожном трактире. В тесном пространстве средневековых городишек и таверн двуручный меч в качестве основного (а у длинного ряда авторов и единственного) оружия — штука не только бесполезная, но и самоубийственная.

Особенно нелепо выглядит, когда двуручный меч герой повсюду таскает в ножнах за спиной.

Увы, золотое правило фэнтези («красота превыше практичности») продолжает неукоснительно соблюдаться невзирая на попытки реформировать жанр руками титанов вроде Джорджа Р.Р. Мартина.

5. И, конечно же, драконы...

Тут без комментариев. Вы всё понимаете и без нас.

Что нас раздражает в фэнтези. Вторая часть

***

Подписывайтесь на наш канал, чтобы читать больше о популярных жанрах художественной литературы.