Найти в Дзене
Artfragment

Что нужно знать о Премии Тернера

Оглавление

В этом году впервые за 35-летнюю историю Премии Тернера четверо ее номинантов объединились и написали письмо жюри, в котором просили не выбирать кого-то одного, а наградить их всех. Жюри согласилось и «поддержало акт солидарности в эпоху разобщенности». Мы решили вспомнить историю Премии и тех, кто ее получал: скандалистов, концептуалистов и борцов за права угнетенных.

— Премия Тернера была учреждена в 1984 году и названа в честь английского художника Уильяма Тернера.

Она считается одной из самых престижных в мире. Награда вручается художникам, которые являются гражданами Соединенного Королевства, но могут находиться в любой точке планеты. Либо тем, кто работал в Великобритании и представлял в стране проекты в течение последних 12 месяцев. 

Оскар Мурильо, «Коллективное сознание», 2019.
Оскар Мурильо, «Коллективное сознание», 2019.

— Призовой фонд Премии Тернера составляет £40 тыс.: £25 тыс. получает победитель и по £5 тыс. трое художников, вошедшие в шорт-лист.

По мнению арт-обозревателя Скотта Индрисека, сумма по нынешним меркам скромная. При этом эксперты отмечают высокий уровень вовлеченности и обсуждения премии зрителями. Первые десятилетия ее существования выставка номинантов проходила в Tate Modern. А с 2011-го каждый год экспозиция меняет город Соединенного Королевства. Куратор Tate Линси Янг отмечала:

«Мир современного искусства сегодня так удален от повседневной жизни, что люди чувствуют, что им не хватает знаний, чтобы его прокомментировать и оценить. Но что-то есть в Премии Тернера. Зрители чувствуют, что могут высказаться, отметить, хорошо увиденное или плохо. Про это даже могут написать в таблоидах, рассказать по радио и телевидению. И такого не происходит с большинством выставок современного искусства».

Антея Гамильтон, «Lichen! Libido! Chastity!», номинация на премию в 2016 году.
Антея Гамильтон, «Lichen! Libido! Chastity!», номинация на премию в 2016 году.

— К Премии Тернера, ее победителям и их произведениям нередко применялось определение «скандальный».

В 1995 году награду получил Дэмьен Херст — за работу «Мать и Дитя, Разделенные». Художник разрезал пополам туши коровы и теленка и поместил их в контейнеры с формальдегидом. Позднее Херст признавался, что во время награждения был пьян и потерял призовой чек. Арт-обозреватель и писатель Дигби Варде-Алдам вспоминал:

«Я помню эпизод о победе Херста в детской новостной программе. Моя бабушка вошла в комнату в тот момент, когда на экране показывали разрезанную тушу, и закричала».
Дэмьен Херст, Мать и Дитя, Разделенные, 1993.
Дэмьен Херст, Мать и Дитя, Разделенные, 1993.

— Херст был не единственным «бунтарем» Премии Тернера.

В 1998 году награда досталась художнику нигерийского происхождения Крису Офили — за картины, которые он «украсил» слоновьим навозом.

Крис Офили, Caviar 20, 1998.
Крис Офили, Caviar 20, 1998.

Внимание к Премии привлекала и Трейси Эмин. В 1997-м она заявилась на теледебаты по поводу работы другой художницы — Джиллиан Уэринг — абсолютно пьяной, обругала всех, а после ушла, не дождавшись окончания. А в 1999-м Эмин оказалась в шорт-листе Премии с инсталляцией «Моя кровать». Работа представляла собой неубранную постель, вокруг которой валялось окровавленное белье, пустые бутылки из-под водки и использованные презервативы. Награду тогда получил Стив Маккуин, хотя многие до сих пор думают, что победительницей стала Эмин.

Трейси Эмин, «Моя кровать», 1998.
Трейси Эмин, «Моя кровать», 1998.

— Наибольшее возмущение вызвал победитель 2001 года.

Инсталляция концептуалиста Мартина Крида представляла собой пустую комнату, в которой через равные промежутки времени загоралась и гасла лампочка. Арт-критик The Guardian Джонатан Джонс отмечал:

«Чтобы осознать влияние Премии Тернера, особенно в девяностые, вы должны понять, что современное искусство в британской культуре XX века не усваивалось так же, как в США или Германии. В Англии не было ответа MoMA, пока в 2000-м не открылся Tate Modern. Мало кто собирал современное искусство за исключением Чарльза Саатчи. Поэтому когда поколение молодых и хулиганский концептуальных художников во главе с Дэмьеном Херстом сделали намеренно провокационное искусство, Премия Тернера стала их сценой культурной войны».

Мартин Крид, «Work No. 227: The lights going on and off», 2000.
Мартин Крид, «Work No. 227: The lights going on and off», 2000.

— 2019-й стал первым в истории премии годом, когда ее присудили все четверым художникам из шорт-листа.

Лоуренс Абу Хамдан, Хелен Каммок, Оскар Мурильо и Тай Шани не были знакомы между собой. Но их работы посвящены угнетению и правам человека. «Звуковой исследователь» Лоуренс Абу Хамдан работал с Amnesty International и другими правозащитными организациями, чтобы записать свидетельства нарушений прав человека. Визуальные проекты колумбийско-британского художника Оскара Мурильо посвящены угнетению и часто обращаются к опыту мигрантов. Живущая в Лондоне Хелен Каммок исследует роль женщины в конфликте в Северной Ирландии. А другая жительница британской столицу — художница-самоучка Тай Шани — в своих работах создает альтернативные фэнтези-миры «за патриархальными пределами».

Тай Шани, Semiramis, 2018.
Тай Шани, Semiramis, 2018.

Ставьте лайк! И подписывайтесь на наш канал, чтобы узнавать еще больше интересного!

Хотите научиться понимать современное искусство? Покупайте нашу книгу, которая написана простым языком со множеством интересных примеров — «Как понимать современное искусство и как перестать его бояться» — в магазине Cubed в арт-пространстве Cube.Moscow (здание отеля The Ritz-Carlton, минус второй этаж), Читай-городе, магазине «Москва» или Лабиринте.