О формировании чеченской сотни для отправки на русско-японскую войну было обьявлено в начале марта 1904 года.
Надо заметить, что Кавказцы призыву не подлежали, но известия о начале войны всколыхнули весь Кавказ, и к наместнику императора на Кавказе стали поступать многочисленные обращения от делегаций горских народов (в том числе и от чеченцев), желавших принять участие "в войне за Белого Царя".
Во многих горских селениях Дагестанской, Кубанской и Терской областей, после получения известия о начале войны с Японией, прошли народные сходы, которые выбрали своих доверенных лиц. На общем собрании они вынесли решение о формировании особых воинских добровольческих частей для участия в боевых действиях в Маньчжурии.
Свою просьбу они изложили в телеграмме на царское имя. И уже через несколько дней через командующего войсками Кавказского военного округа и главноначальствующего гражданской частью на Кавказе генерала от инфантерии князя Г. С. Голицына получили ответ, который гласил: «Тридцать первого минувшего января (13 февраля по новому стилю – прим. авт.) Государь Император повелел вызвать от имени Его Императорского Величества желающих идти на войну из числа кавказских горцев, не несущих воинскую повинность, и из Дагестанского конного полка и из этих охотников сформировать двенадцать сотен по народностям, которые свести в бригаду из двух полков».
Каждый всадник прибывал в дивизию, как правило, со своим конем, шашкой и кинжалом. За коня выплачивалась компенсация, в месяц каждый горец получал 20-25 руб. – приличные по тем временам деньги. Наплыв желающих служить был столь велик, что это позволило развернуть целое соединение - Кавказскую конную бригаду, в которую и вошли чеченцы.
Отдельная Кавказская конная бригада под командованием генерал-майора князя Орбелиани воевала в составе Маньчжурской армии генерала Куропаткина. Ее офицеры и всадники участвовали в боях на Янзелинском и Далинском перевалах, под Мукденом и Ляояном и других крупных операциях русских войск. Кавказские сотни не только шли в авангарде на позиции японцев, но и совершали дерзкие партизанские набеги на тыл неприятельской армии.
Именно в русско-японской войне отличился и чеченец -генерал от артиллерии Ирисхан Алиев. Алиев принял активное участие в боях за Мукден.
В одно время (вместо генерала Лицевича вышедшего из строя), он был даже назначен временно исполняющим обязанности главнокомандующего Русским фронтом. За участие в этой войне Алиев был награжден золотым оружием и орденами: св. Георгия 4-й ст., Станислава и Анны 1-х степеней с мечами.
Уже после русско-японской войны всадники, участвовавшие в войне, возвращаясь в родные села, с восхищением рассказывали родственникам и односельчанам о смелости и ловкости маленьких желтолицых воинов, против которых они сражались в далекой стране. В честь мужественных противников в горских семьях стали называть сыновей. Так среди кавказцев появились Японцы - повилось чеченское имя Япон.
Л. Гудаев