Найти тему
Зелёнка

В семье не без художника. Кранахи: отец и сын

Не знаю, как для вас, а для меня Кранахи – в первую очередь живопись (библейские сюжеты и портреты бесчисленных герцогов и бургомистров). Поэтому несколько лет назад на выставке в Пушкинском музее мне было особенно интересно было открыть другую, черно-белую сторону их творчества – графическую.

Две мертвые свиристели
Две мертвые свиристели

Если в порыве вдохновения забывать читать аннотации, сложно понять, где заканчивается Младший и начинается Старший – настолько близки они друг другу по манере. Видимо, художники являли собой настолько единое художественное целое и по манере, и по тематике, что некоторые их серии повторяют друг друга (например, серия гравюр «Евангелисты»). Объяснение этому на поверхности: сын начинал с копирования работ отца. Яблоко от яблони недалеко падает. И уже после начал постепенно стряхивать со своих полотен пепел чужих мыслей и творений, обнажая свой собственный стиль.

Лукас Кранах Младший. Портреты
Лукас Кранах Младший. Портреты

Акварель, пока еще не заработавшая широкого доверия художников, нет-нет да и появится в графических работах Кранахов. Но пока часто лишь в виде вспомогательного материала: четкие черные гравюрные линии и несмелые блеклые акварельные мазки меж ними придают работам сходство с детской раскраской недетской тематики. Впрочем, вероятно, отчасти виновата низкая степень стойкости этого вида краски – наверняка во времена создания работы смотрелись совсем иначе.

Лукас Кранах Старший. Взятие Христа под стражу
Лукас Кранах Старший. Взятие Христа под стражу

Ну и конечно, нельзя не сказать о живописных полотнах мастеров. Даже бегло просмотрев всего три-четыре работы Лукаса Кранаха Старшего, вы наверняка заметите общие черты всех женских образов: раскосые (даже до неестественности) глаза с «лисьим» взглядом, губы-ниточки в лукавой полуулыбке и огненно рыжие волосы… Хоть я и не верю в физиогномику, но все же не могу отделаться от мысли, что  немецкие Джоконды – барышни себе на уме!

Но вершина творчество Кранаха-отца для меня – «Христос и Мария», а именно – пронзительный образ Христа с этим взглядом глубоко в душу. Картина выполнена по законам парного (фактически светского) портрета, что делает Спасителя в первую очередь Человеком. Думаю, именно для достижения этого эффекта Кранах лишил его и нимба, и других традиционных божественных атрибутов.

Лукас Кранах Старший,  Христос и Мария
Лукас Кранах Старший, Христос и Мария

Ну и справедливости ради поделюсь несколькими любимыми картинами Лукаса Кранаха Младшего:

Делитесь статьей с друзьями в соцсетях, они скажут вам спасибо!

-8