В этом году самому знаменитому роману Владимира Владимировича Набокова исполняется 66 лет. Однако это произведение читали далеко не все из-за его объёма и статуса условной русской классики. К тому же, все знают, о чём эта история и чем она может закончиться. Так к чему все эти 500 страниц?
На самом деле, история о не совсем нормальной любви взрослого человека к подростку ㅡ это самый поверхностный пласт «Лолиты». Прежде всего произведение рассказывает нам об искусстве и художнике. Роман — своеобразная зашифрованная автобиография писателя, однако не следует воспринимать буквально: Гумберт — Набоков примерно в том же смысле, какой Флобер вкладывал в слова: «Эмма Бовари — это я».
Долорес Гейз — настоящее имя Лолиты — является неким олицетворением Америки для Набокова. То есть весь роман является аллегорией взаимоотношений Набокова с Америкой, тронутой современной массовой культурой, но «огромной, прекрасной, доверчивой страной».
На протяжении пятисот страниц Владимир Владимирович, на самом деле, показывает не подробности клиническо-криминалистического случая, а реалии страны середины XX-го века, историю его взаимоотношений с этой свободолюбивой страной. В первую очередь, это выражается в отсылках к американской культуре: в романе часто упоминается Эдгар Аллан По и, вскользь, — Томас Стернз Элиот. Первую любовь Гумберта Гумберта звали Аннабель Ли — так называлась поэма Эдгара По, — а названием романа должна была стать строчка из этой же поэмы: «В королевстве у моря».
Также в «Лолите» можно увидеть литературные традиции Генри Джеймса — противопоставление американской невинности и европейской испорченности и тема американца в Европе. Долорес Гейс — современный вариант джеймсовской американки. Набоков же, как всегда, решает проблемы по-своему: тема американца в Европе предстает перед нами в двух «ипостасях». Это проявляется в зеркальности порядка и зеркальности вида: европеец Гумберт Гумберт в Америке. С другой стороны, Лолита — юная американка в чужой стране явно европейской природы, в стране гибельного безумия и тонкой эротики главного героя. Этой стране «моя дурочка, — замечает повествователь, — неизменно предпочитала ярко раскрашенный леденец (lollipop)».
Пятьсот страниц — таков примерный объём романа, в зависимости от издания. Многие считают, что эти страницы об извращённой любви. Однако эта статья говорит обратное: «Лолита» — своеобразный путеводитель по американистике, пространству и времени культуры США.
Автор: Ксения Зуйлова