Найти тему
Jenny

Искусство пастели. Часть 12

Морис Квентин де Ла Тур. Автопортрет
Морис Квентин де Ла Тур. Автопортрет

Методы работы пастелью

Принадлежности, необходимые пастелисту, состоят из мольберта, легкой деревянной доски для подставки и металлического держателя для палочек.Существуют разные методы работы пастелью: с промежуточной фиксацией или без нее, просто пастельными палочками или при помощи кисти, подобно гравюре «мокрым соусом». В последнем случае получается более прочное произведение, но рисунок сильно изменяется в тоне при высыхании и теряет присущую пастели бархатистость.

Child with Doll, 1780. John Downman (British, 1750–1824).
Watercolor, pastel over graphite оverall
Child with Doll, 1780. John Downman (British, 1750–1824). Watercolor, pastel over graphite оverall

Пастель может быть использована в сочетании с акварелью или гуашью: по акварельному подмалевку или рисунку, сделанному гуашью, художник пишет пастелью. Акварель, гуашь и пастель могут употребляться одновременно.

М.С. Рослин (жена художника А.Рослина), делающая копию портрета М.К. де Ла Тура
М.С. Рослин (жена художника А.Рослина), делающая копию портрета М.К. де Ла Тура

Кроме самих пастельных карандашей, художник пользуется для растирания штрихов ватными тампонами, шелковыми квадратными щеточками-кистями, а также специальной растушкой, раньше делавшейся из бузинной сердцевины, пробки, плотно скрученной бумаги или замши в форме конуса (в настоящее время продаются фирменные бумажные растушки разных размеров), иногда заменяя все эти приспособления собственным пальцем. Для удаления неудавшихся мест раньше применяли хлебный мякиш, но в настоящее время есть специальные резинки.

Растушки:

-4

Предварительный рисунок делают углем или черным карандашом. Для получения нового тона необходимо накладывать один тон на другой. Путем смешения тонов (как в масляной живописи) новый тон получить нельзя.

М.К. де Ла Тур
М.К. де Ла Тур
М.К. де Ла Тур
М.К. де Ла Тур

Начинать работу следует со светлых либо темных тонов, так как при этом возможно осуществить наложение светлого тона поверх темного. М.К. де Ла Тур в письме мадемуазель де Зувьен, написанном в 1770 году, дает следующий совет:

«Я посоветовал бы Вам не трогать тона, когда они правильно подобраны, слегка их подправить, употреблять мало цветов и оставлять чистую бумагу для сильных теней; работать таким образом будет легче».
М.К. де Ла Тур
М.К. де Ла Тур

Картина английского художника Артура Понда (1750) представляет собой редкое изображение его ученицы Ронды Делавал, работающей пастелью. Художница пишет по голубой бумаге, размещенной на мольберте, и держит на коленях коробочку с беспорядочно разложенными пастельными карандашами.

Portrait of Rhoda Delaval Astley, c.1750, whom Pond taught to paint
Portrait of Rhoda Delaval Astley, c.1750, whom Pond taught to paint

Изображенное на картине совпадает с позднейшими рекомендациями Дж. Рассела, данными в его книге, опубликованной в 1772 году: «Студент устраивается сидя, держа коробку с мелками на коленях – самый удобный способ рисования». Такую же коробочку с пастелью держит в руках жена художника А. Рослина на его автопортрете с женой:

-9

Современные художники-пастелисты внесли немало усовершенствований в методы своих предшественников, но в эти дебри мы углубляться не станем.

-10

Небольшой бонус - история Артура Понда, который был не только художником, но и предпринимателем - цитирую статью из ЖЖ, написанную блогером с ником mudraya_ptica:

...Дела Понд (англичанин Артур Понд (1701–1758), художник, предприниматель и знаток) вел по большей части из штаба – своего дома в районе Ковент-Гарден. На протяжении веков предметы искусства продавали в самой разной обстановке: в мастерской, в галерее, на ярмарке, в лавке. Однако Понд едва ли не первым стал торговать произведениями искусства в собственном роскошном и изящном жилище.
В комнатах, открытых для посетителей, Понд повесил множество собственных работ: портретов и копий картин Рафаэля, выполненных в Риме, – а также полотен старых мастеров. Однако здесь существовал весьма тонкий нюанс. Своим клиентам Понд чаще всего представлялся живописцем, у которого случайно нашлись несколько работ великих мастеров, и с этими картинами он готов был расстаться. Такую тактику он выбрал потому, что художник в глазах общества обладал более высоким социальным статусом, чем торговец картинами или обычный продавец гравюр.
...На пике карьеры Понд чем только не занимался! Он изобретал все новые и новые способы продажи картин, гравюр и рисунков. В 1737 г. он отправился в подобие турне по Англии, останавливался в домах знати, писал портреты, копировал живописные полотна и давал уроки рисунка, особенно женщинам. В Лондоне он исполнял обязанности агента, принимающего произведения искусства, которые богатые аристократы покупали во время своих путешествий по континентальной Европе и посылали домой, а также те, что проходили таможенный досмотр: среди последних, кроме картин, попадались скульптуры, столы с мраморными крышками и даже клавесины.
...В отличие от суждений ведущего аукциониста той эпохи Кристофера Кока, экспертиза Понда, как правило, считалась надежной и высокопрофессиональной. Его авторитет со временем только возрос. Слово «подлинник», начертанное вместе с его подписью на обороте картины, почти безоговорочно воспринималось как гарантия аутентичности и качества. Многие рисунки, акварели, гравюры, находящиеся сегодня в крупнейших музеях, хранят помету Понда. Английские вельможи, неоднократно страдавшие в путешествии по Италии от мошенничества беспринципных дельцов, стали полагаться на Понда. А Понд в свою очередь стал воспринимать себя как профессионального советника, «в розницу продающего» сведения об искусстве, подобно тому как адвокат продает юридические знания, а врач – медицинские. Возможно, он был первым профессиональным искусствоведом-консультантом.
...К концу жизни Понд создал себе репутацию не столько торговца, сколько коллекционера и в какой-то степени историка искусства. Он вознамерился составить всеобъемлющее описание произведений Пуссена и Клода Лоррена, которые хранятся в Англии. Поэтому в нем можно увидеть зачинателя традиции «ученого торговца предметами искусства», той традиции, что в XX в. найдет свое яркое воплощение в трех поколениях семейства Вильденстейн, авторов канонических каталогов-резоне известных художников. Кроме того, Понд стал торговать гравюрами: он нанимал лучших мастеров для изготовления репродукций знаменитых картин, и коллекционеры пользовались этими гравированными копиями в качестве научного подспорья. В целом гравюры обретали массовую популярность.

Искусство пастели: часть 1, часть 2, часть 3, часть 4, часть 5, часть 6, часть 7, часть 8, часть 9, часть 10, часть 11

Подписывайтесь на мой канал и читайте заметки о книгах, фильмах, живописи, реставрации и просто о жизни!