Методы работы пастелью
Принадлежности, необходимые пастелисту, состоят из мольберта, легкой деревянной доски для подставки и металлического держателя для палочек.Существуют разные методы работы пастелью: с промежуточной фиксацией или без нее, просто пастельными палочками или при помощи кисти, подобно гравюре «мокрым соусом». В последнем случае получается более прочное произведение, но рисунок сильно изменяется в тоне при высыхании и теряет присущую пастели бархатистость.
Пастель может быть использована в сочетании с акварелью или гуашью: по акварельному подмалевку или рисунку, сделанному гуашью, художник пишет пастелью. Акварель, гуашь и пастель могут употребляться одновременно.
Кроме самих пастельных карандашей, художник пользуется для растирания штрихов ватными тампонами, шелковыми квадратными щеточками-кистями, а также специальной растушкой, раньше делавшейся из бузинной сердцевины, пробки, плотно скрученной бумаги или замши в форме конуса (в настоящее время продаются фирменные бумажные растушки разных размеров), иногда заменяя все эти приспособления собственным пальцем. Для удаления неудавшихся мест раньше применяли хлебный мякиш, но в настоящее время есть специальные резинки.
Растушки:
Предварительный рисунок делают углем или черным карандашом. Для получения нового тона необходимо накладывать один тон на другой. Путем смешения тонов (как в масляной живописи) новый тон получить нельзя.
Начинать работу следует со светлых либо темных тонов, так как при этом возможно осуществить наложение светлого тона поверх темного. М.К. де Ла Тур в письме мадемуазель де Зувьен, написанном в 1770 году, дает следующий совет:
«Я посоветовал бы Вам не трогать тона, когда они правильно подобраны, слегка их подправить, употреблять мало цветов и оставлять чистую бумагу для сильных теней; работать таким образом будет легче».
Картина английского художника Артура Понда (1750) представляет собой редкое изображение его ученицы Ронды Делавал, работающей пастелью. Художница пишет по голубой бумаге, размещенной на мольберте, и держит на коленях коробочку с беспорядочно разложенными пастельными карандашами.
Изображенное на картине совпадает с позднейшими рекомендациями Дж. Рассела, данными в его книге, опубликованной в 1772 году: «Студент устраивается сидя, держа коробку с мелками на коленях – самый удобный способ рисования». Такую же коробочку с пастелью держит в руках жена художника А. Рослина на его автопортрете с женой:
Современные художники-пастелисты внесли немало усовершенствований в методы своих предшественников, но в эти дебри мы углубляться не станем.
Небольшой бонус - история Артура Понда, который был не только художником, но и предпринимателем - цитирую статью из ЖЖ, написанную блогером с ником mudraya_ptica:
...Дела Понд (англичанин Артур Понд (1701–1758), художник, предприниматель и знаток) вел по большей части из штаба – своего дома в районе Ковент-Гарден. На протяжении веков предметы искусства продавали в самой разной обстановке: в мастерской, в галерее, на ярмарке, в лавке. Однако Понд едва ли не первым стал торговать произведениями искусства в собственном роскошном и изящном жилище.
В комнатах, открытых для посетителей, Понд повесил множество собственных работ: портретов и копий картин Рафаэля, выполненных в Риме, – а также полотен старых мастеров. Однако здесь существовал весьма тонкий нюанс. Своим клиентам Понд чаще всего представлялся живописцем, у которого случайно нашлись несколько работ великих мастеров, и с этими картинами он готов был расстаться. Такую тактику он выбрал потому, что художник в глазах общества обладал более высоким социальным статусом, чем торговец картинами или обычный продавец гравюр.
...На пике карьеры Понд чем только не занимался! Он изобретал все новые и новые способы продажи картин, гравюр и рисунков. В 1737 г. он отправился в подобие турне по Англии, останавливался в домах знати, писал портреты, копировал живописные полотна и давал уроки рисунка, особенно женщинам. В Лондоне он исполнял обязанности агента, принимающего произведения искусства, которые богатые аристократы покупали во время своих путешествий по континентальной Европе и посылали домой, а также те, что проходили таможенный досмотр: среди последних, кроме картин, попадались скульптуры, столы с мраморными крышками и даже клавесины.
...В отличие от суждений ведущего аукциониста той эпохи Кристофера Кока, экспертиза Понда, как правило, считалась надежной и высокопрофессиональной. Его авторитет со временем только возрос. Слово «подлинник», начертанное вместе с его подписью на обороте картины, почти безоговорочно воспринималось как гарантия аутентичности и качества. Многие рисунки, акварели, гравюры, находящиеся сегодня в крупнейших музеях, хранят помету Понда. Английские вельможи, неоднократно страдавшие в путешествии по Италии от мошенничества беспринципных дельцов, стали полагаться на Понда. А Понд в свою очередь стал воспринимать себя как профессионального советника, «в розницу продающего» сведения об искусстве, подобно тому как адвокат продает юридические знания, а врач – медицинские. Возможно, он был первым профессиональным искусствоведом-консультантом.
...К концу жизни Понд создал себе репутацию не столько торговца, сколько коллекционера и в какой-то степени историка искусства. Он вознамерился составить всеобъемлющее описание произведений Пуссена и Клода Лоррена, которые хранятся в Англии. Поэтому в нем можно увидеть зачинателя традиции «ученого торговца предметами искусства», той традиции, что в XX в. найдет свое яркое воплощение в трех поколениях семейства Вильденстейн, авторов канонических каталогов-резоне известных художников. Кроме того, Понд стал торговать гравюрами: он нанимал лучших мастеров для изготовления репродукций знаменитых картин, и коллекционеры пользовались этими гравированными копиями в качестве научного подспорья. В целом гравюры обретали массовую популярность.
Искусство пастели: часть 1, часть 2, часть 3, часть 4, часть 5, часть 6, часть 7, часть 8, часть 9, часть 10, часть 11
Подписывайтесь на мой канал и читайте заметки о книгах, фильмах, живописи, реставрации и просто о жизни!