По результатам выборов, о которых говорилось в предыдущей статье, были избраны следующие руководители: Милков, Бузулуцков, Лукин, Алексеев, Богданов, Никонов.
Перед заводоуправлением после выборов сразу же встало много трудных задач.
5 ноября 1918 года заводоуправление обратилось в Район-текстиль с просьбой, в которой говорилось: «После отъезда Виноградова фабрика оставлена без денег. Мы вынуждены были обратиться в народный банк и взять ссуду в 250 000 рублей под залог хранившегося в Симбирском складе сукна в количестве 86 512 аршин.
Мы просим в интересах предприятия провести окончательный расчет. Заводоуправление сообщает, что дров на фабрике осталось только на три дня, и просит разрешения отпускать с фабрики возчикам дров (крестьянам) сукно по нормировочной цене, чтобы они продолжали возить дрова.
Заводоуправление фабрики первое время допустило ряд ошибок. В декабре 1918 года Район-текстиль сделал такое заявление заводоуправлению: на фабрике имело место 2 случая — взрыв котла и унос с фабрики 6 аршин сукна, что ясно говорит о непорядках, происходивших на фабриках, и о недостаточно энергичной работе заводоуправления.
Район-текстиль напомнил, что заводоуправление, являясь правительственным учреждением, обязано принимать в интересах республики самые решительные меры. Впредь члены заводоуправления будут привлекаться за такую плохую работу к суду революционного трибунала.
Фабком продолжал действовать и при заводоуправлении, функции его были прежние. Между заводоуправлением и фабкомом существовали некоторые противоречия. Дело в том, что заводоуправление выступало как государственный орган, основная задача которого работать на государство, выполнять все указания его.
Фабком же стоял за повышение зарплаты рабочим, за снижение норм выработки, за сокращение рабочего дня. Иногда фабком, не считаясь с государственными интересами, требовал невозможного, проявлял местнические настроения. Приходилось разъяснять фабкому, указывать на его ошибки. Иногда же, наоборот, заводоуправление перегибало пал ку, допускало ряд ошибок в производстве, не считаясь с требованиями рабочих.
Так, фабком довел до сведения заводоуправления при Игнатовской фабрике, что со стороны рабочих поступает в фабком масса жалоб на неправильное распределение рабочей силы и на неправильный наем рабочих.
Фабком просит заводоуправление строго руководствоваться предписаниями высшей власти, в противном случае фабком будет принимать энергичные меры, даже сообщать высшей власти о деятельности заводоуправления, как о не исполняющем присланные циркуляры.
Перейдём к выводам по статьям.
Итак, рабочий контроль на Игнатовской фабрике был установлен еще до революции, но в тот период он существовал формально, т. к. рабочие были бессильны перед властью фабриканта. Только после революции был установлен действительный, всеобъемлющий рабочий контроль.
На Игнатовской фабрике он был предоставлен фабкомом и контрольной комиссией. На фабрике было две власти: формально хозяином считался Виноградов, фактически же хозяином фабрики являлись рабочие. Рабочий контроль выполнил две важнейшие задачи:
- Сохранил фабрику от разрушения и саботажа со стороны фабриканта. Этим спас рабочих от голода и дал Красной Армии сукно.
- Рабочие в известной мере научились управлять производством. Этим самым рабочий контроль подготовил национализацию фабрики.
Видя силу рабочих, Виноградов в августе 1918 года покинул фабрику. Игнатовская фабрика оказалась в руках рабочих, т. е. национализированной.
Было избрано заводоуправление. Рабочие начали успешно осваивать такое сложное дело, как управление производством.