Найти в Дзене
ДзенНаука

Тайна девятой планеты и почему ее не увидить из России!

Тайна девятой планеты и почему ее не видно из России!

Как вообще возникла мысль о существовании такой планеты, почему до сих пор её не видят, если уверены, что она есть, и так далее? Вот, если позволите, несколько чисто научных комментариев. Известно, что на окраинах Солнечной системы, за орбитами Нептуна и Плутона, на расстоянии около 100 астрономических единиц имеется мощный пояс астероидов — малых планет. По сути дела, это остаток первичного облака, из которого сформировалась вся наша Солнечная система. Вот этот строительный материал, который не сложился ни в какие большие планеты, он, в виде такого пояса мелких тел, расположен на вот этом довольно большом расстоянии.

Их стали открывать с начала 90-х годов. Дело в том, что работа ученых по поиску девятой планеты построена как раз на том, что орбиты этих тел, койперовских астероидов, начали вычисляться в массовом количестве, выявилась некоторая группа таких астероидов, которые имеют необычные орбиты, их было довольно мало, изначально их было 6, затем прибавилось еще несколько и сейчас их около десятка. Это орбиты, у которых эксцентриситеты, то есть вытянутости орбиты, очень похожи, точки перигелия находятся близко друг к другу.Ведут они себя так... Есть такое выражение у астрономов планета-«пастух». Как-будто какая-то мощная гравитирующая масса собрала их вместе и управляет их движением. Таких групп астероидов много известно в Солнечной системе, которые управляются массами Юпитера, Сатурна. Есть такие компактные группы астероидов, которые находятся в сфере действия вот этих вот планет-гигантов, вот и здесь модель позволила описать движение астероидов пояса Койпера, с помощью введения такого гипотетического объекта.

Мало шансов, что этот эффект мог появиться другим образом, такое кучкование, группировка астероидов. Все же это не исключено, они могли иметь общее происхождение, фрагментироваться из какого-то родительского тела, или какие-нибудь соударения могли привести к этому. Не 100%-но это может объясняться действием какой-то неизвестной планеты, тем не менее, такую модель ученые астрономы построили успешно. Это компьютерная модель, которая хорошо описала свойство этих астероидов с помощью такой гипотетической планеты.

Следующий вопрос: а почему мы не можем навести телескоп и её увидеть? Это труднейшая астрономическая задача, потому что, исходя из этой модели, эта планета, которую они предположили, она находится очень далеко, аномально далеко, на расстоянии несколько сотен астрономических единиц. Период обращения у нее около 10 тыс. лет. Это очень далекая планета. Планеты, как вы знаете, сами не излучают, т.е. солнце на этой планете видно, как яркую звезду. По сути, это очень темный, черный объект и увидеть его с Земли невозможно. Для этого нужны крупнейшие телескопы и очень изощренная методика наблюдений. Ведь этот объект не движется относительно звезд. Он настолько далеко, что выглядит в огромном звездном поле еще одной очень слабой маленькой звездой.

Для того, чтобы понять, что это планета, надо среди этих тысяч звезд, которые окружают наш объект, распознать, что это именно она, по очень небольшому собственному движению. Это все равно что вы на пляже должны найти одну песчинку, которая покрашена в красный цвет. Представьте, что вы на пляже шириной метров 100 и вы знаете, что есть такая песчинка, и вы должны её отфильтровать. Мы должны искать в очень большом диапазоне ошибок. В очень большом участке неба, среди огромного количества очень тусклых звезд.

Японский телескоп SUBARU,это действительно очень большой телескоп, зеркало 8,2 метра — это самое большое на Земле цельное зеркало, нефрагментированное. Там прекрасная камера Hyper Suprime Cam 1.5 градуса поля, т. е. у нее огромное поле зрения. Это очень важно для таких задач. В поле зрения камеры влезает три Луны. Используется самая передовая техника. Но пока так и не удалось что-то найти. Так что это вполне серьезная и интересная работа и к ней с уважением относятся в астрономических кругах.

Надо налаживать ситуацию с фундаментальной наукой у нас. Надо, чтобы люди видели шансы найти себя в науке, делать хорошие работы. А для этого нужны в нашей науке большие инструменты, нужны большие компьютеры, нужны обсерватории, построенные там, где эти инструменты можно использовать. И самое главное — нужна кооперация, нужно отсутствие изоляции, в которой мы сейчас находимся.

В 90-е годы в Пулковскую обсерваторию постоянно приезжали визитеры из разных стран мира. Сейчас уже несколько лет никого нет. Это тревожный сигнал. Надо как-то преодолевать это. Есть приказ, например, о том, что если приезжает иностранный визитер, то нельзя в одиночку с ним разговаривать, надо, чтоб по крайней мере, двое свидетелей было. И вообще, без разрешения начальника нельзя контактировать с иностранными учеными: как бы чего не вышло. Вот такой странный возврат в давно забытые времена совсем не воодушевляет тех, кто занимается у нас наукой.