Марина Абра́мович — сербский мастер искусства выносливости. Это такой вид перформанса, направленный на преодоление боли, одиночества, усталости и многих других трудностей. «Ритм 0» — один из таких перфомансов — стал почти культовым.
В галерее Morra в Неаполе (1974) Марина Абрамович решила исследовать связи между зрителями и перфомансистом. Себе она отвела пассивную роль, а действовать предстояло зрителям.
На столе перед собой она оставила записку:
«На столе 72 объекта, которые вы можете использовать так, как хотите.
Перформанс
Я — объект.
В течение этого времени я беру на себя полную ответственность.
Продолжительность: 6 часов (20:00 — 2:00)».
Поначалу зрители действовали скромно и осторожно, но со временем становились всё агрессивнее. Искусствовед Томас МакЭвили писал, что к третьему часу одежда Марины была вся изорвана в клочья, а к четвёртому зрители добрались и до её кожи. С женщиной проделывали многие неприемлемые для приличного общества действия, например, пили кровь из её горла.
Апогеем перформанса стал момент, когда один из зрителей приставил пистолет к виску Абрамович, положив на курок её палец. Неизвестно, чем это могло закончится, если другой человек не заступился бы за неё.
В одном из интервью Марина Абрамович сказала, что после шести часов она наконец стала собой, потому что во время эксперимента чувствовала себя лишь марионеткой. Когда девушка начала двигаться, люди отходили от неё. С восьми вечера до двух ночи они воспринимали её лишь как марионетку, забыв, что она живой человек, личность.
Перфоманс показал, насколько легко человек может стать диким. «Полученный мной опыт говорит о том, что если оставлять решение за публикой, тебя могут убить», — говорит художница.