Однажды к нам на Станцию юных техников приехал космонавт.
Самый настоящий.
Сейчас это звучит привычно и обыденно. Над головой на высоте примерно в четыреста километров летает космическая станция.
Люди живут в ней месяцами. Прилетают, улетают, проводят свои эксперименты. Постоянный экипаж три человека.
Но кто сможет сходу назвать их имена?
Красочными, похожими на цирковые представления, проходят запуски ракет корпорации Илона Маска.
Полеты на Марс и Луну уже не выглядят фантастикой, это реальные космические программы, по которым идет работа и установлены реальные обозримые сроки.
В Интернете буйствуют поклонники теории заговоров, плоской Земли и свидетели полетов или неполетов американцев на Луну.
А тогда, раньше, в СССР, по Центральному телевидению шла передача, называлась "Знай и умей".
Посвящена была вопросам детского технического творчества.
Вел ее летчик-космонавт Вячеслав Дмитриевич Зудов.
Он к нам и приехал.
На втором этаже нашей Станции, в центре здания был зал выставочных работ.
Горели ярко лампы, щелкали, ослепляя, вспышки фотоаппаратов.
Вячеслав Дмитриевич, в сопровождении директора Станции и в окружении преподавателей кружков ходил по залу, рассматривал выставочные работы юных техников, что-то негромко спрашивал, что-то отвечал.
Нас к нему не пустили. Во избежание толкотни и сутолоки. Мы смотрели издалека.
‒ Показывал ему ваши конструкции, ‒ сообщил Васильич, вернувшись в кружок, ‒ он очень заинтересовался, спрашивал. Я ему все подробно рассказал.
‒ А почему нас не пустили? ‒ обиженно заныли мы, ‒ мы тоже хотим с настоящим космонавтом поговорить.
‒ В субботу, во Дворце Профсоюзов, в одиннадцать часов будет встреча, ‒ продолжил Васильич, ‒ кто там живет поблизости?
‒ Ты, ты и ты, и еще ты? Хорошо, значит, вы четверо и пойдете. Там и пообщаетесь. А потом нам, остальным, все расскажете.
В субботу во Дворце Профсоюзов небольшой зал был полон. Мальчишки и девчонки со всего города, с Домов и Дворца Пионеров, с Дворца Профсоюзов, с нашей Станции, с кружков и со школ собрались, сидели и глядели во все глаза. Мы пришли заранее и нам удалось занять места во втором ряду, совсем близко от сцены.
Встреча началась точно по расписанию. Зудов вышел на сцену.
Невысокий, статный, в парадной военной форме, на погонах кителя две голубых полоски и три звезды.
Полковник Зудов рассказывал об Останкино, о телепередаче, которую он ведет, о техническом творчестве мальчишек и девчонок.
О том, как он ездит по стране, по таким вот Станциям юных техников и Домам пионеров, как участвует в технических выставках и молодежных конференциях. И о том, как все это, в том числе и наш труд, важно для будущего, для научно-технического развития нашей страны.
Слушать его было интересно. Время пролетело незаметно.
‒ Какие у вас будут вопросы? ‒ спросил он нас в конце.
‒ Расскажите, как вы летали в космос, ‒ сразу попросил кто-то сзади.
‒ Да как летали... ‒ Зудов ненадолго задумался.
‒ Честно сказать, полет был не совсем удачным. В программу полета входило испытание некоего оптико-электронного устройства. Если говорить проще ‒ это такой большой фотоаппарат сложной конструкции, позволяющий делать снимки земной поверхности с очень высоким разрешением. Но сначала возникли проблемы со стыковкой, отказала автоматика, на стыковку в ручном режиме ЦУП добро не дал и спустя какое-то время решил нас спускать. Да и посадка прошла не совсем гладко, были сложности.
‒ Но Звезду Героя все-таки дали, ‒ уже тише добавил он, помолчав пару мгновений.
Потом были еще несколько вопросов, но сейчас я их уже не помню. Позже, придя на кружок мы рассказали ребятам и Васильичу о данной встрече, так, как она нам запомнилась и как нам запомнился космонавт, Вячеслав Дмитриевич Зудов.
***
У этой истории есть продолжение. Продолжение о событиях из прошлого.
В середине 90-х мне случайно попала в руки годовая подшивка газеты "Известия".
Вы, наверное, помните 90-е.
Почта тогда работала плохо. Многие периодические издания из-за дороговизны бумаги и издательского и типографского процесса закрылись. Оставшиеся вынуждены были поднять цены и выживали с трудом. Привычная подписка на газеты и журналы стала практически недоступной.
Для нас тогда, на несколько лет наступил самый настоящий информационный голод.
Поэтому эту подшивку я листал как сокровище, жадно читая каждую статью.
И среди тех статей нашлась одна, на целый газетный разворот.
В ней события, которые в рассказе полковника Зудова уместились в нескольких кратких предложениях, были описаны более подробно.
К сожалению мне не удалось найти именно тот газетный номер и ту статью, поэтому перескажу по памяти, как запомнил.
И так, как о тех событиях пишут в Интернете. Если захотите, сможете найти подробности в нем.
***
14 октября 1976 года летчик-космонавт, командир корабля, Вячеслав Зудов вместе с бортинженером Валерием Рождественским на космическом корабле "Союз-23" совершил полет на орбитальную пилотируемую станцию "Салют-5".
"Салют-5" ‒ это орбитальная пилотируемая станция военного назначения. Разрабатывалась в рамках советской космической программы "Алмаз". Предназначалась для фототелевизионного наблюдения за поверхностью Земли. Экипаж орбитальной станции ‒ два человека.
Из-за отказа системы сближения и автоматической стыковки "Игла" космический корабль не смог состыковаться со станцией.
Стыковку в ручном режиме произвести не удалось ‒ она была возможна по сигнальным огням с расстояния не более 1200 метров, тогда как корабль находился на расстоянии от станции около двух километров.
Через почти двое суток, когда топливо было израсходовано на маневры, было принято решение спускать корабль на Землю.
Посадка проводилась ночью. При посадке спускаемый аппарат отклонился от расчетной точки больше чем на сотню километров и попал в озеро Тенгиз в казахской степи, оказавшись в двух километрах от берега.
Озеро Тенгиз горько-соленое, глубиной до восьми метров. Спускаемый аппарат угодил в него перевернутым, застряв в смеси воды, ила, грязи, соли, льда и снега.
За бортом - снежный буран и температура в 20 градусов мороза. Раскаленная после спуска обшивка быстро остывала. Поисковые вертолеты со спасателями ночью в снежной вьюге подоспели не сразу. Когда прилетели - подобраться к капсуле спускаемого аппарата не смогли, нужны были лодки, лодок не было.
Вертолеты могли лишь зависать над капсулой пытаясь хоть чем-то помочь, потом, выработав горючее, садились на берегу. Когда наконец лодки нашлись, спасатели попытались добраться до капсулы на них. Две лодки застряли в ледяных заторах, одной удалось доплыть до спускаемого аппарата.
Выбраться наружу космонавты не могли, так как люк оказался ниже поверхности воды. Они были готовы надев гидрокостюмы открыть люк и покинуть спускаемый аппарат, но это было невозможно. В легких тренировочных костюмах, вниз головой, замерзая, космонавты были вынуждены оставаться в капсуле.
Спустя какое-то время проникшая соленая вода замкнула контакты в барометрическом блоке. Из-за этого сработала запасная парашютная система. Раскрывшиеся парашюты развернули капсулу, вода залила вентиляционные отверстия. В капсулу перестал поступать воздух с поверхности. Еще спустя пару часов космонавты начали задыхаться. К утру от удушья Зудов потерял сознание. Об этом доложил Рождественский.
Их спасли через 12 часов после приземления.
Утром, когда снежный буран прекратился.
К спускаемому аппарату удалось прикрепить трос с вертолета.
Затем с помощью вертолета отбуксировать капсулу на берег.
Операция по буксировке проводилась в нарушение действующих тогда инструкций и едва не окончилась трагически, но благодаря мастерству летчиков все закончилось благополучно.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 ноября 1976 года за успешное осуществление космического полёта и проявленные при этом мужество и героизм лётчику-космонавту СССР полковнику Зудову Вячеславу Дмитриевичу было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда".
Также звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» было присвоено бортинженеру полковнику Рождественскому Валерию Ильичу. За успешное осуществление космического полёта и проявленные при этом мужество и героизм.
После полёта Вячеслав Дмитриевич Зудов продолжил работу в Центре подготовки космонавтов имени Юрия Гагарина, был командиром группы отряда космонавтов.
Позже, в 1980-м и 1981-м годах, входил в состав дублирующих экипажей при полётах космических кораблей "Союз-35" и "Союз Т-4".
В настоящее время живет в городе Электросталь Московской области.
Снова полететь в космос ему так и не довелось.
Но, помимо остальной, теперь уже такой земной работы, довелось поработать на телевидении, вести детскую телепередачу и рассказывать нам, тогдашним мальчишкам и девчонкам, как наше детское техническое творчество важно для будущего научно-технического развития нашей страны.
Страны, которую мы потеряли.
25.11.2019
С уважением, Ваш @mp42b.