В любой монархии коронация правителя – яркое событие. Считалось, что во время этого события монарх дает клятву верности своей стране и становится правителем не только на земле, но и перед Богом.
В России коронация царей и императоров всегда проходила в Успенском соборе Московского Кремля, так как русское государство после монгольского нашествия было объединено вокруг Москвы. После петровских реформ и переноса столицы в Санкт-Петербург традиция не прекратилась - новая столица была лишь административным и политическим центром России, но духовным оставалась только Москва. Исключением стало только провозглашение Петра I императором в 1721 году. Во главе российского государства было много абсолютно различных правителей, соответственно, и их коронации проходили по разному сценарию.
Петербург и фейерверки в виде кораблей
22 октября 1721 года Московское царство превратилось в Российскую империю. В этот день Петр I, закончив тяжелейшую Северную войну со Швецией, провозгласил себя императором. Так Россия встала в ряд наиболее сильных и могущественных держав мира. Подобная церемония происходила в России впервые, поэтому она была заранее детально проработана. В день провозглашения Петру I была поднесена императорская корона и обращение членов Сената с просьбой принять ее. С речью выступили Феофан Прокопович как представитель духовенства и сенатор Гавриил Головкин как представитель власти светской. Последний сказал, что русские "из небытия в бытие произведены и в общество политичных народов присовокуплены".
В честь провозглашения империи выстрелили пушки Петропавловской крепости и в Адмиралтействе и с кораблей на Неве. Это было торжество новой России, которое несомненно должно было пройти именно в ее новой столице, военном центре империи. В это время на Троицкой площади у собора, откуда вышел император, поставили огромные бочки с вином для всех желающих, а на помосте перед ними выступил Петр, продемонстрировав близость к народу. Завершился день обедом для дворянства в Сенате и прекрасным фейерверком. Согласно источникам, в небе появлялись самые неожиданные фигуры, например, корабли. В соответствии с новыми культурными обычаями, в городе начался масштабный карнавал.
Но Москву тоже не забыли. Через несколько недель торжества с карнавалом и фейерверком переместились в Первопрестольную, где тоже продолжались в течение нескольких недель.
Петр I стал императором в Санкт-Петербурге, но все его потомки продолжили короноваться в Москве, как и первый русский царь Иван Грозный.
Просвещение и карнавал
Екатерина II ощущала себя довольно шатко после убийства ее мужа Петра III. По указу Петра I новым императором должен был стать тот, кого назначил прежний правитель. Однако Петр III не думал о наследнике, так как правил на момент смерти всего полгода. В таком случае трон закономерно переходил к их сыну царевичу Павлу. Ситуация сложилась так, что Екатерина захотела царствовать сама, и ее коронация должна была пройти так, чтобы не осталось сомнения в ее легитимности.
Коронация была назначена на 22 сентября 1762 года, а 13 сентября к Москве подъехала огромная процессия из множества карет и всадников. По свидетельствам очевидцев, на ямских станциях приходилось менять по 400 коней за раз. Екатерина впервые видела своих будущих подданных в таком количестве: по пути из Петербурга люди радостно приветствовали царицу.
Екатерина въехала в город на золотой карете, над улицами возвышались только что построенные триумфальные ворота (всего их было 6), люди стояли по обочинам и веселились.
Сама коронация прошла по обычному сценарию, а пушечные выстрелы свидетельствовали о её этапах с самого начала до выхода из Успенского собора уже полноправной русской императрицы. Под ружейный салют войск Екатерина II прошла в Архангельский собор, чтобы поклониться могилам прежних великих князей и царей (это был один из редких случаев, когда правитель не имел никакого родства с ними).
Ночью Москву осветила необычайная иллюминация: на колокольне Ивана Великого, кремлёвских башнях, триумфальных воротах и других строения были не просто факелы, а горящие щиты, на которых были фигуры и надписи в духе Просвещения:
меч с надписью: «закон управляет, меч защищает»; орел, держащий в когтях громовые стрелы с надписью: «защищение величества»; царский жезл с надписью:«жезл правости, жезл царствия твоего» и другие.
Завершилась коронация на шестой день грандиозным карнавалом, на которому изображались различные пороки и преступления: обман, взяточничество, пьянство, а хор, как в Древней Греции, пел о заморских странах и их прогрессивных традициях.
Допетровская мистика и идеалы средневекового рыцарства
Павел I правил недолго, но оставил очень большой след в русской истории. Его коронация вполне могла не состояться, потому что его мать, Екатерина II, имела планы передать престол его сыну, будущему царю Александру I. Безусловно, когда ему все же удалось занять трон, которого он ждал более 30 лет, было необходимо доказать законность своего правления.
Павел решил выстроить такие торжества, чтобы они запомнились надолго. Необходимо было всеми способами подчеркнуть, что он законный наследник престола, только он имеет право царствовать в России.
Екатерина умерла в ноябре 1796 года, а уже в марте 1797 года должна была быть коронация Павла. У потомков Павла время между смертью предыдущего императора и коронацией увеличилось - например, у Николая I прошло 9 месяцев, а у Александра III - 2 года. Павел стремился скорее пройти этот ритуал, которого он ждал десятки лет, к тому же он опасался своих противников при дворе.
29 марта 1797 года со стороны Тверской заставы состоялся въезд императора и его кортежа в Москву. День был выбран неслучайно-это было Вербное воскресенье, когда Христос вошёл в Иерусалим. Тем самым Павел демонстрировал свою особую миссию, становился главой государства и церкви.
"На пути высочайшего следования, кроме существующих триумфальных арок с обновленной росписью, было построено шесть новых: на Тверской улице у Земляного города, у Тверских ворот, при входе в Китай-город у Воскресенского моста, на Мясницкой улице у Китай-города и у Земляного города, у Елохова моста", – так описывается въезд в Москву Павла в источнике того времени.
В честь въезда нового императора звонили колокола во всех церквах и стреляли пушки. Но такие ритуалы были уже традиционными. Самое необычное началось на самой коронации.
Во время самой коронации в Успенском соборе Кремля Павел всячески подчеркивал божественный характер своей власти и преемственность с Петром I и Петром III. Например, на нем была Андреевская орденская лента, что отсылало к деятельности Петра Великого. Интересно, что в начале церемонии ему поднесли далматик - бархатное одеяние византийских императоров, в котором на иконах всегда изображался Христос. Это означало мессианские планы Павла и священный характер его власти. Кроме того, впервые корону императору подал не представитель духовенства, а граф Безбородко - так Павел показал, что светская власть находится в приоритете перед церковной. Историки отмечают, что воспринимал символизм коронации гораздо серьезнее своих предшественников и относился к каждому элементу ритуала как к важнейшей детали. Он соединил допетровскую мистичность и идеалы средневекового рыцарства. Вполне возможно, что Павел искренне воспринимал себя как нового христианского лидера. Стоит упомянуть о его попытках лично служить литургию в церкви.
Интересно, что если при коронации Екатерины II все было оформлено в духе Просвещения, то ее сын был воодушевлен пафосом гораздо более древних лет. С другой стороны, Павел не любил мать и стремился всегда изменить или устранить все, что было с ней связано или о ней напоминало.
Среди новшеств, которые Павел внес в коронационный процесс, была коронация императрицы. Впервые в российской истории торжественный ритуал был совершен и над женой царя. Таким образом, Павел хотел максимально доказать свои права на престол и защитить себя от дворцовых переворотов, ведь судьба его отца, Петра III, была ему очень хорошо знакома.
"Боже, царя храни", поезд и телеграф
Александр II вступил на престол в тяжелое время - разгар проигранной Крымской войны, которая открыто показала всю отсталость России и проигрышность политики его отца, Николая I. От нового императора требовалось полностью изменить вектор развития России и провести глобальные реформы. Все понимали, что на Александре II лежит огромная ответственность. Он должен был показать народу и другим государствам, что Россия не повержена и готова развиваться дальше.
Все коронационные торжества как будто были пронизаны духом прогресса, новшеств. Впервые царь приехал на коронацию в Москву не в экипаже, а на поезде, а известия о событии распространялись по телеграфу.
Интересно, что это была первая коронация, где был исполнен гимн Российской империи "Боже, царя храни". Так Александр показывал ко всему прочему преемственность со своим отцом.
Десятки золоченых карет ехали в сопровождении свиты и представителей народов России. Ранее никто из нерусских народов на коронациях не был представлен. Но в этот раз могущество России должно было быть показано в разных ипостасях - империя была представлена не только как богатая, но и как многообразная, многонациональная, выходящая за рамки только одной части света. За право посмотреть на процессию жители Тверской улицы брали немалые деньги – до 100 рублей.
В Успенском соборе император сидел на троне из слоновой кости эпохи Ивана III, а императрица во время процесса была на золотом троне родоначальника династии Романовых - Михаила Федоровича. Все это имело глубокое значение - Александр II подчеркивал не только свое происхождение от первого Романова, но и продолжение дела первого московского великого князя.
В этот солнечный теплый день все проходило по плану, кроме двух случаев: с царицы слетела корона – что сочли признаком появления царской любовницы в будущем, а генерал Горчаков упал в обморок, неся державу: круглое изделие с крестом, символ царской власти.
Невозможно не описать шикарное угощение, которое было приготовлено для народа и пир, который продолжался две недели, что было рекордом для коронации. На традиционном Ходынском поле поставили еду и угощение на 200 тысяч человек. Для этого были, например, куплены 10 тысяч кур, 50 тысяч килограммов ветчины и много других продуктов. На столах стояли бараны с золочеными рогами, а из фонтанов било вино. Но угощения все равно не хватило, и пришлось накрывать новые столы.
Цель коронации – произвести на весь мир впечатление о том, что Россия не побеждена, не сломлена и сильна – была вполне достигнута.