Вирус кори человека, вирус чумы крупного рогатого скота и вирус собачьей чумы очень тесно связаны, напрямую передаются патогенами (семейство Paramyxoviridae, род Morbilliviridae), которые вызывали разрушительные эпидемии на протяжении веков или тысячелетия. Морбилливирусно-индуцированное заболевание является характерным и в целом схожим для всех видов.
Корь, чума крупного рогатого скота и собачья чума являются "массовыми заболеваниями" и, скорее всего, возникли после развития сельского хозяйства, когда были установлены крупные, плотные, взаимодействующие популяции людей и животных, необходимые для поддержания вирусов как эндемических инфекций.
На протяжении столетий в Старом Свете корь была в основном детской болезнью с относительно низким уровнем смертности, но это была одна из болезней, которая уничтожила коренное население в Америке сразу после первого контакта с европейскими исследователями.
Повторяющиеся эпидемии чумы крупного рогатого скота, или "чумы крупного рогатого скота", распространились из Азии в Европу и были настолько разрушительными, что в 1762 году во Франции была создана первая школа ветеринарии для борьбы с этим заболеванием.
Где и когда впервые были описаны эпидемии кори, чумы крупного рогатого скота и собачьей чумы?
Согласно сообщениям, разрушительные чумы крупного рогатого скота возникли в Азии по меньшей мере 3000 лет назад, а затем распространились на Ближний Восток, а затем и в Европу.
Греческий и римский тексты, относящиеся к 376 году до н.э., содержат классические описания эпидемий чумы крупного рогатого скота. Сообщения о других распознаваемых заболеваниях, затрагивающих людей или домашних животных, регистрируются позднее.
Первое определенное описание человеческой кори было сделано персидским врачом Рисесом (860-932 гг) во время современной вспышки.
Сильные вспышки кори и чумы крупного рогатого скота периодически происходили в Старом Свете в течение следующего тысячелетия; они были особенно распространены во время общеевропейских войн 17-19 веков нашей эры, поскольку большое число людей и скота перемешалось по континенту.
Напротив, эпидемии кори получили широкое распространение в Новом Свете только в течение первых трех столетий после контакта с Европой, а первое сообщение о чуме крупного рогатого скота в Америке - в 1920.
В отличие от кори и чумы крупного рогатого скота, собачья чума впервые была зарегистрирована в 1730-х годах и первоначально ограничивалась Новым Светом. Это очень важный момент, поскольку европейские собаки впервые появились в Новом Свете благодаря Христофору Колумбу в 1493 году, но их появление не сопровождалось эпидемиями необычной смертности среди европейских или местных собак в течение 1500-1600-х годов. Собаки, привезенные из Старого Света, были очень важны для европейских исследователей и завоевателей.
В частности, сведения о борзых и мастифовых собаках, которые были высоко ценимы и широко использовались в охоте и войне, широко распространены в исторических документах. Военные собаки носили броню и были особенно эффективны в обнаружении засад, тактике боя, широко используемой индейцами.
Если бы собачья чума присутствовала в Новом Свете до приезда европейцев, учитывая важность импортируемых собак, это заболевание было очень высоким уровнем заболеваемости и смертности, вероятно, вызвало бы большую озабоченность и было описано вскоре после контактов с местными разработчиками европейского сообщества. Несмотря на то, что часто упоминаются собаки, нет никаких сообщений о чумовом заболевании у собак на момент первоначального европейского контакта.
Первые окончательные сообщения об эпидемии собачьей чумы в Европе поступают после того, как болезнь впервые была описана в Южной Америке.
Первые сообщения о собачьей чуме в Европе появились в 1760-х годах, примерно через 20 лет после того, как болезнь была описана в Южной Америке.
Первоначальная европейская эпизоотия характеризовалась выраженной летальностью, характерной для нового микробиологического патогена, проникшего в наивное население, и включала сообщение о гибели 900 собак только в Мадриде. В течение пяти лет уровень смертности от вспышек кинологической чумной чумы в Европе снизился, что также характерно для нового патогена, устанавливающего эндемическое присутствие в популяции.
Ученые того времени отмечали, что до середины 1700-х годов эта болезнь была совершенно неизвестна в Европе. Многие ученые приняли описание собачьей чумы в Новом Свете как свидетельствующее о ее происхождении.
Окончательное распространение пандемии подтверждает выводы о том, что болезнь была завезена в Европу из Америки, в частности из Южной Америки, поскольку она не описывалась в североамериканских колониях до 1760-х годов.
Действительно собачья чума была широко распространена во всем Новом Свете до того, как она достигла Европы, а в 1759 году эта болезнь была описана как особенно распространенная в Южной Америке.
Ученые и ветеринары, изучавшие собачью чуму в XIX и начале XX веков, также считали, что собачья чума исходит от людей из-за сходства с человеческой корью; на самом деле, рекомендуется лечение пораженных собак путем инъекций их собственной крови.
Исторические данные свидетельствуют о том, что болезнетворные вирусы чумы развивались как патогены человека и скота в Старом Свете, тогда как близкородственный собачьему вирусу появился в Новом Свете намного позже и впоследствии распространился в Европе.
Время появления первого описания собачьей чумы в Южной Америке и ее последующего появления в Европе позволяет предположить, что происхождение вируса собачьей чумы в Новом Свете было связано с появлением европейцев и вируса кори человека - но не европейских собак. Вывод заключается в том, что человек, а не собака, служил исходным источником воздействия вирусного патогена, вызывающего чум собаки.