Найти в Дзене
Человек

Что влияет на поведение?

Оглавление

На основе различных междисциплинарных исследований, ученые выделили следующие основные факторы человеческой личности:

  • наследственность, как внутренний фактор, влияющий на процесс развития человеческой личности с психосоциальными, образовательными и личностными процессами эволюции человека;
  • среда, как внешний фактор;
  • образование, как внутренний и внешний фактор.

Также существуют различные мнения о доле каждого из этих факторов в образовательном процессе. Так, в теориях наследственности или теории неэффективности утверждается, что решающую роль в эволюции человека играет наследственность. В окружающих теориях решающую роль играет среда, особенно социально-культурная, которая включает также образование. И теории тройного определения гласят, что основную роль играют наследственность, социальное окружение и образование, причем последнее является преобладающим. Факторы, влияющие на поведение человека, подразделяются на две основные категории: генетические факторы и приобретенные факторы.

https://pixabay.com/ru/illustrations/%D0%BB%D0%B8%D1%86%D0%B0-%D1%85%D0%B0%D1%80%D0%B0%D0%BA%D1%82%D0%B5%D1%80-%D1%85%D0%B0%D1%80%D0%B0%D0%BA%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B8%D0%BA%D0%B8-722905/
https://pixabay.com/ru/illustrations/%D0%BB%D0%B8%D1%86%D0%B0-%D1%85%D0%B0%D1%80%D0%B0%D0%BA%D1%82%D0%B5%D1%80-%D1%85%D0%B0%D1%80%D0%B0%D0%BA%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B8%D0%BA%D0%B8-722905/

Генетические факторы

Физическая наследственность включает в себя ряд физических или психических особенностей, передаваемых от родителей их детям через зародышевую плазму. Генетика уточнила подслои материала наследственности, установив, что передача характеристик родителей осуществляется через хромосомы, гены и нуклеиновые кислоты. Генетическая информация каждого человека, основанная на генотипе, и совокупность психических особенностей, сложившихся во взаимодействии наследственности, а также образование, является фенотипом.

Поскольку в зародышевой клетке существует неограниченное количество комбинаций двух категорий генетических единиц, рождение одного и того же человека практически невозможно. За исключением монозиготных близнецов, происходящих из одной и той же яйцеклетки, их генетическая материнская и отцовская единицы имеют одинаковую долю.

Психическая наследственность также имеет определенный вес в генезисе человеческого поведения. Психическими факторами являются:

  • мотивационные,
  • когнитивные,
  • познавательные,
  • подвижные.

Особое место отводится характеру, темпераменту и человеческой природе.

Характер собирает в себе ансамбль взглядов его, других и общества, сформированный образованием, но иногда основанный на врожденных темпераментальных особенностях. Она направлена, прежде всего, на социально-моральную надстройку личности, на роль социального существа человека. Когда мы говорим о характере, мы включаем моральный стандарт и выносим ценностное суждение. Характер посылает нас к глубокой структуре личности, выражающейся в поведении, которое в ряде ситуаций легко предвидеть.

Темперамент выражает энергетическо-динамическое измерение человеческой личности и способствует определению типа темперамента личности. Считается, что он включает в себя комплекс врожденных и приобретенных особенностей личности и представляет собой ядро характера, изменяя и моделируя его в определенной степени.

Нельзя говорить о чистой психической наследственности, потому что некоторые психические явления формируются в течение жизни и индивидуальной деятельности, являясь частью фенотипа. Хотя генотип всегда наследственный, фенотип не переносимый и индивидуальный, так как он является результатом взаимодействия генотипа с влиянием окружающей среды, наследственные факторы не имеют значительной доли.

Психические явления, простые или сложные, являются результатом воздействия наследственных факторов на окружающую среду, доля этих факторов, имеющих переменную динамику для каждого явления и зависящих от момента. Эти наследственные факторы - природные предрасположенности, имеющие многоцелевое назначение, предлагающие модель возможностей для психического развития, не предопределяющие особенностей человеческой личности.

Психологическая структура человеческой личности является результатом биологической трансформации под воздействием общественной жизни и воспитания, причем каждая психологическая особенность является единицей взаимодействия генетического фактора и экологического. Поведение или отношение не появляются и проявляются сами по себе без определенной мотивации. Таким образом, мотивация является фундаментальным измерением личности, внутренней переменной начала и поддержания различных процессов и психических способностей, внешних реакций индивидуума.

Приобретенные факторы

Помимо эндогенных факторов, определяющих поведение, на поведение человека влияют и экзогенные факторы. Среди них важную роль играют экологические факторы, а именно:

Природная среда. Представляет собой среду, в которой человек реагирует на стимулы, исходящие от природы. Эта среда включает совокупность физических условий, в которых человек живет.

Семья. В семье ребенок усваивает не только свои первые представления о добре и зле, но и свои первые представления о существующих в обществе правилах, которые он должен уважать. В сознании ребенка также встречаются некоторые негативные проявления поведения родителей. Влияния, которые впоследствии повторяются в его собственном поведении. Социально-педагогическая функция семьи всегда присутствует в жизни ребенка, потому что, даже если ребенок является взрослым со своей семьей, влияние его родителей имеет присутствие.

Друзья и знакомые. Также оказывают влияние на поведение ребенка, начиная с раннего возраста. Исходя из модели поведения этих групп, ребенок заимствует ценности и правила, установки, модели, мнения и поведение. Но также взрослые люди относятся друг к другу или к другим референтным группам и часто меняют свое поведение в соответствии с принятыми ими моделями. Ни один человек не может жить без этих групп, поскольку потребность в группе определяется самой социальной сущностью человека: принадлежностью к группе, необходимостью признания, интеграции и сотрудничества с другими членами.

Школа. Она является важным фактором систематического и непрерывного образования. Школьное образование способствует созданию и моделированию человеческой личности в контексте условий его жизни. Помимо информационно-моделирующего и познавательного свойства образовательного процесса, он носит в основном поучительный и эмоциональный характер, направленный на моделирование определенных качеств учащегося и создание достойного и цивилизованного поведения.

Церковь. Образовательное влияние церкви носит систематический характер, как при возможности проведения религиозных церемоний, так и при проведении специальных мероприятий, проводимых священником в церкви и за ее пределами. Религия ценит определенные благородные чувства людей, моделируя их моральное поведение.

Средства массовой информации. СМИ выполняют модельную роль, особенно для широкой общественности, придерживающейся различных убеждений. Такое духовное моделирование, разнообразное и сложное по своему характеру, способствует активизации поведения человека. Образовательная особенность средств массовой информации не подменяет собой школу и образование, а объединяет их, способствуя достижению целей.

Организации. Это группы лиц, объединенные различными отношениями и преследующие общие цели, например, экономические, культурные, спортивные, просветительские цели. Структурно-функциональные особенности организаций способствуют модели психики и личности человека.

До тех пор, пока человек может выбирать между различными переменными в ходе действия, в отсутствие какого-либо принуждения мы имеем дело со свободной волей. Согласно этому видению, человек способен активно реагировать на силы, влияющие на него, используя такие психические процессы, как знание, рассуждения и суждения для принятия решения об определенном поведении.

Если моя статья была Вам полезной, то подписывайтесь и ставьте лайк! Дальше будет только интересней!

Наука
7 млн интересуются