41 год назад на канарах случилось крупнейший в истории авиации катастрофа столкновение двух boeing 747.
в тот день на канарском острове тенерифе произошло крупнейший по числу жертв столкновения самолетов в истории, которое унесло жизни 583 человек. это катастрофа стала одним из трагических символов развитие техники 20 века, ярким примером того, к каким последствиям эпоху огромных скоростей и машин могут привести человеческий фактор и фатальное стечение обстоятельств.
в курортном городке на канарских островах информация распространилась информационными агентствами в считанные часы. такой авиационной катастрофы мир еще не знал. косвенным фактором положившим начало трагической цепочки событий послужил теракт совершенный в крупнейшем аэропорту канарских островов гран канария, на острове лас-пальмас. взрыв небольшой бомбы, совершенный террористами движения за независимость и автономию канарских островов не привел к человеческим жертвам. однако, из опасений повторения терактов власти закрыли аэропорт. при этом единственным аэропортом способным принимать широкофюзеляжные самолеты оказался лосс радиус , в северной части острова тенерифе. из-за этого решение аэропорт лосс радиус оказался перегружен. в ожидании вылета самолета многих авиакомпаний вынуждены были часами стоять даже на рулежных площадках рейсы к л 4805 голландской авиакомпании klm и и 1736 американской ныне не существующей pan american были одним из многих, которым пришлось приземляться на тенерифе. еще одно совпадение - это будет два самых крупных, на тот момент в мире , пассажирских самолета-знаменитый boeing 747. в тот день множество самолетов известных авиакомпаний мира приземлялись в этом аэропорту, а местные диспетчера, отдававшие команды на плохом английском едва справлялись с работой.в 15.00 открылся аэропорт лас-пальмас, и в лос радиусе 1 самолет стал выруливать на полосу для взлета. еще не получив разрешение на взлет, пилот рейса клм решил воспользоваться задержкой и заправить свой самолет,чтобы сэкономить время в лас-пальмас. и спустя некоторое время, пилотам разрешили проследовать до конца 12 взлетной полосы, и ждать разрешения на взлет. в этот же момент погода резко стала портиться, налетевший ветер принес дождевые облака, видимость резко упала. пилоты недолюбливают аэропорт лосс радиус именно по этой причине. полоса находится между двух потухших вулканов на высоте всего 700 метров над уровнем моря, и резкая смена видимости здесь в течение нескольких минут обычное дело. пилоту американского чартерного рейса пи 1736, пассажиры которого летели чтобы пересесть на круизный лайнер также было предложено следовать по 12 полосе, и сойти с нее на третьем съезде налево, чтобы продолжить движение по нужным дорожкам. в это же время американский лайнер все еще двигался по полосе, проскочив нужный третий съезд. его второму пилоту едва удалось вклиниться в разговор голландцев , и сказать: "мы все еще на полосе,1736", однако его слова наложились на окончание команд диспетчера, который сказал борту клм: " будьте готовы к взлету, я свяжусь с вами, как только освободится впп". в кабине голландцев вместо этого услышали треск, и не узнали что на полосе все еще стоит американский лайнер. они посчитаи, что им дано разрешение на взлёт, и не мешкая , он начал разбег уже при разбеге голландский бортинженер уильям шредера спросил: " командир ,они все еще на полосе?". в последний момент перед столкновением второй пилот pan american роберт брек увидел огни приближавшегося самолета и закричал: " сворачивай! сворачивай!" командир grabs тоже увидел их и закричал :"проклятие! этот сукин сын несется прямо на нас." командир голландского лайнера увидев американца впереди, изо всех сил потянул штурвала на себя но ,под завязку заправленная машина отрывалась от полосы с трудом. оторвавшись на несколько метров, на скорости 265 километров час, клм врезался американский лайнер, врубив в его фюзеляже несколько отверстий. через них и удалось спастись некоторым пассажирам. у экипажа американского самолета от удара стойки шасси клм отлетели, и самолет рухнул на полосу, в 150 метрах от места столкновения. взорвались топливные баки, и обломки самолета разлетелись на сотни метров вокруг. загорелся американский боинг. спасать в голландском самолете было некого, из 396 человек на борту американского самолета через фюзеляж удалось спасти 70 пассажиров. главным виновником катастрофы был назван командир голландского боинга, капитан якоб ванзантон, который начал взлет без разрешения руководителя полетов. то, что аэродромная служба лосс радиуса не имела в своем распоряжении обзорного радиолокатора , а старт не был оборудован даже таким примитивным устройством, как обычный светофор осталось незамеченным следствием. проще было списать все на мертвецов, и закрыть дело. летное поле небольшого аэропорта на острове тенерифе стало настоящим крематорием 583 мужчин , женщин и детей ,мечтавших о приятном отдыхе на канарах. по счастливой случайности, на рейсы клм и panamericana выполнявшихся 27 марта 1977 года, были проданы не все билеты. если бы каждый из боингов 747 ,способных поднять в небо 548 пассажиров был загружен полностью , масштабы трагедии могли бы быть гораздо больше.