Столп и светоч фольклористики В.Я. Пропп признал, что образ Бабы-Яги неоднозначен, сложно трактуем, происхождения невнятного. Ну а коли наука развела руками, за дело взялись фантасты.
Для меня самый сильный образ бабки Ёшки в фантастике - у Головачева, в "Тени люциферова крыла". До печенок пробрало, образно говоря. И можно бы считать фантастику несерьезным чтивом, но - есть в любом тексте зерна здравого смысла. Да, фантазией автор не обделен и никакими научными рамками она у него не ограничена. Однако вот что автор заметил: силы зла в сказках - они... не от мира сего. Чужеродны, да. Трехголовость, уникальные способы умервщления, огненное дыхание, практическое бессмертие... а еще по сказкам они все друг другу родня. И Головачев сделал неожиданный вывод: они выходцы из другой реальности, раса Триглавов. И сразу доброта и одновременная злобность Бабы-Яги получили внятное объяснение. Три ж головы у нее. Только две в нашем пласте реальности не видны. Так Головачев еще так описал! Ну, мастер, нет слов. У него не только бабка, но и весь наш сказочный мир научно классифицирован и вмешивается во вселенские разборки.
Да, скорее всего, Змей Горыныч - тень из древности, память о драках неандертальцев с хищниками, а Баба-Яга - жрица с функцией инструктора по обрядам инициации: наука ж не безмолвно руками разводит, а что-то выдает по теме. Но как-то это приземленно. Скучно. А вот раса Триглавов - это да! Это вызывает гордость за весь славянский род - с какой жутью рядом жили! Опять же, трехголовость бабкиной родни смущает. Не водится в нашей природе такого. Вот козленок братец Иванушка - с одной головой. И сестрица его Аленушка - с одной. Тут все в порядке. А Баба-Яга... и ступа у нее на реактивной тяге, и колобок с джипиэс, и сама бессмертна. Ну чистая инопланетянка, видно же! И закрадывается мысль: а вдруг Головачев - прозорливец?
Есть еще у Игнатовой Баба-Яга, в книге "Змееборец", но там немного другое, там она из фэйри. Да, а у Романа Папсуева, художника, Баба-Яга - молодка! Вот же змей-искуситель...