Найти в Дзене
Marga: просто история

Хорошие стихотворения и неприятная Марина Цветаева

Недавно я опять наткнулась на публикацию со стихотворением Марины Цветаевой, где в комментариях её страшно ругают. Не за стихи - они хороши, за жизнь, за поведение, за то, что бросила дочь...Это, конечно, странно: на мой взгляд, следует различать биографию человека и его творчество. Написать ли стихотворение, а может и книгу, создать ли картину - для этого нужен талант, дар. А вот кому он дается - плохому ли, хорошему, это уже другой вопрос.

У Марины Цветаевой была сестра Анастасия, на два года ее младше. Она прожила долгую и насыщенную жизнь - 98 лет. И оставила прекрасную книгу воспоминаний. В них очень многое - о Марине (Мусе), с которой она была бесконечно близка.

И, вместе с тем, чувствуется, что это две очень разные девочки, потом девушки и женщины - одна как-будто признает себя чуть слабее, чуть хуже другой. Не такой яркой, не такой смелой, бесстрашной...Но все же она чуть мягче, добрее, менее эгоистична, менее охвачена гордыней.

Фотография Анастасия и Марина Цветаевы. 1911 г.
Фотография Анастасия и Марина Цветаевы. 1911 г.

Вне зависимости от того, как вы относитесь к Марине, прочитав воспоминания Аси, вы измените свое мнение - впрочем, она может стать в ваших глазах еще хуже (как стала в моих).

Воспоминания эти, живые, страстные, приближают читателя к жизни тех людей, которые были близки Анастасии Цветаевой. Но много в них и мрачного. Вот, читая о младшей дочери Марины, Ирине, умершей в приюте от голода, понимаешь, что Марина не хотела её, не любила:

"Марина приезжала ко мне, томясь началом второй беременности, она беспокоилась об уехавшем Сереже. В те смутные дни в России, в разлуке с мужем, в тревоге за него, второй ребенок был не ко времени, но она и физически тяжело переносила беременность, много больше, чем надо, лежала, курила"*…

А когда наступили тяжелые и голодные послереволюционные дни она выбрала одну из дочерей - старшую, Ариадну (Алю). Но вот в чем дело: не только выбрала, но еще и укорять её могла за свой-то выбор:

"Академический паек! Мне дали его после смерти Ирины… Пять раз в день я напихивала Алю пшенной кашей – большей ничего не было. Спасла Алю за счет Ирины. Двоих – не могла. Аля как более крепкая выжила. Три болезни у Али сразу: чесотка, малярия, воспаление легких. Аля, не смей оставлять в тарелке. Ешь все!"*.

Не жестоко ли это? Говорить при дочери, которая уже многое понимает (ей почти 10 лет) о том, что её сестра должна была умереть потому, что она - выжила. Как понять, как принять такую жестокость к собственным детям? И это при страстной любви к мужу Сергею, отцу её детей.

И дети, дети. Почти все сцены между Мариной и её выжившей дочерью Алей какие-то неприятные, смущающие:

" Аля, да неужели ты не видишь, что перекипает фасоль? (Повышая голос) Тряпкой! Бери тряпку!
Жалобный голосок Али, повернувшей к печурке головку, нисколько не умилил Марину. Она раздражилась еще больше:
– Ненавижу эту неумелость, это презренное барство – не схватить, не сообразить… Сколько бьюсь с ней над этой ее медлительностью – робость? лень? – не пойму. При ее уме!.. Не моя, не наша порода!"*

Да, разные дети бывают, очень разные: ловкие и неловкие, шаловливые и медлительно-вдумчивые. И это не повод унижать и обижать их. Тем более злыми неприятными словами...Тем более, что сама-то Марина как раз выросла в семье профессора, директора музея - то есть с гувернантками и слугами.

Коробит её восприятие жизни - не только собственной. Взгляд на то, что должны делать и как жить окружающие:

– "Понимаешь, жалели за то, что я, пиля дрова, себе прорезала платья. За платья жалели! Не за время, которое я тратила на дрова, у стихов отнятое! И так многие – стоя жалели и сокрушались, глядя на мой хаос, на всю мою жизнь, вместо того чтобы взять из рук пилу – попилить, пока я допишу акт одной из моих пьес о Казанове"*…

У нее там дети от голода умирают, кругом разлад и разруха...А у нее - стихи вот. Можно ли ставить собственное творчество выше собственных детей? Можно ли обвинять других - людей, пусть приземленных, но обычных нормальных людей в том, что они, глядя на её неустроенную жизнь, не хотят ей помочь? А должны? Это, кстати, частый мотив в речах Марины, переданных в воспоминаниях Аси...

Впрочем, читая эти воспоминания, невольно начинаешь понимать тех самых, не помогавших по хозяйству, людей. Вот Ася, например, приехала к Марине в Москву...

"Но видеть Марину в такой несусветной грязи!.. И я кинулась в первый же ее уход из дома убирать: рьяно, яростно чистить, мыть и гладить маленьким заржавленным утюгом полотенца, наволочки, рубашки, чтобы хоть отдаленно белыми стали! Посуду! Паркет! Я не успела сделать и половину, когда вернувшаяся Марина – равнодушно? нет, за меня стесняясь (зачем? бесполезно, насильно ей навязывать – что? то, что ей совершенно не нужно!):
– Знаешь, Ася, я тебе благодарна, конечно, ты столько трудилась, но я тебе говорю: мне это совершенно не нужно!.."*.
[...]
"Марина, сминая быт до крайней возможности, от стихов не отрывалась"*.

Как помогать человеку, который не желает помочь сам себе? Не хочет как-то наладить и обустроить свой быт, а потом - заняться тем, что важно для нее? Ведь она не одна, эта взрослая женщина тридцати лет, у нее дочь растет...

Что же, стихотворения - это прекрасно. Но в данном случае за ними кроется жизнь не слишком приятной женщины, маленькой девочки Иры, умершей от голода в Кунцевском приюте, Ариадны и Георгия, на которых не могло не сказаться влияние матери...Поэтому, пожалуй, творчество и биографию поэтов все же стоит рассматривать отдельно.

*Цитируется по книге: Цветаева А. И. "Воспоминания"