Как отмечено в книге "СТАДИОНЫ", выпущенной в 2018 году Главгосэкспертизой России, запрос на крупные спортивные объекты рубежа 2000-2010-х годов возродил российскую школу спортивной архитектуры, угасшую в результате экономических и политических пертурбаций 1980-1990-х годов. И именно стадион на Крестовском острове в Санкт-Петербурге стал первой в XXI веке попыткой построить огромный стадион, вместимостью более 60 000 зрителей. Именно здесь были отработаны многие передовые технологии в проектировании стадионов в нашей стране. Но все это потребовало и преодоления огромных сложностей, в том числе связанных с введенными в тот момент санкциями и необходимостью прервать многие налаженные контакты с зарубежными производителями оборудования.
Технические параметры стадиона:
Вместимость: 68 000 человек
Площадь участка: 17 га
Площадь застройки: 120 000 кв. м
Общая площадь арены: 287 600 кв. м
Верхняя точка: 75 м
Главным при строительстве этого, как и остальных 12 стадионов, которые возводились к Чемпионату мира по футболу в России, было обеспечение безопасности. Причем очень высокие требования в этом вопросе предъявлялись со стороны FIFA. В связи с этим у стадиона неоднократно вносились изменения в проектную документацию, которые каждый раз приходилось защищать в Главгосэкспертизе. Немного том, как все это проходило, как выполнялись сложнейшие расчеты, нам рассказал доктор технических наук, профессор, член-корреспондент Российской академии архитектуры и строительных наук, генеральный директор НИЦ СтаДиО Александр Белостоцкий. Его организация занималась научно-техническим сопровождением проектирования шести стадионов, в том числе и Газпром Арены.
По словам А. Белостоцкого, этот стадион не только самый дорогой из всех, что строились к чемпионату мира, но и действительно очень сложный по целому ряду параметров, в том числе, в части взаимодействия сооружения с основанием. Там ведь очень плохой грунт, по сути болото.
"Некоторым кажется, что удельное давление на грунт у стадиона не очень высокое, это все-таки не небоскреб (в километре от него – Лахта-центр). Однако у данной арены есть один нюанс. Там архитекторы с конструкторами придумали выкатное поле, а над ним мост из преднапряженного бетона. Над ним в свою очередь размещается фанатский сектор, что подразумевает динамические нагрузки вандального характера. Поэтому массивные опоры этого моста создают большое давление на грунт. Помимо многих тысяч свай, которые сделаны под фундаментной плитой, количество и глубина свай под этими опорами просто зашкаливает. Их там больше, чем грунта", - рассказал специалист.
Вместе с тем, в беседе с нами с нами А.Белостоцкий остановился и еще на одном очень важном моменте - фальсификациях результатов научно-технического сопровождения, с чем нередко можно столкнуться в нашей стране. А это - очень опасно и чревато техногенными катастрофами. Ведь если НТС не выполнено, любые расчеты могут оказаться неточными...
"В последнее время мы столкнулись с кратным ростом запросов на выполнение НТС, часть из которых приходит именно в формате «мы не успели», «нам надо поскорее», «денег уже нет» и т.п. А в результате ничего хорошего не получается. Либо такие заказчики соглашаются с нами, что для нормального проведения НТС требуется время, деньги и иные ресурсы – и выходят из экспертизы, – либо находят тех, кто за небольшие деньги и в самые короткие сроки, но при этом с гербовой печатью «статусной» организации, выдает им липовый по сути документ. Понятно, что это никакое не НТС, а введение общества в опасное (если не сказать сильнее) заблуждение относительно безопасности объекта", - отметил Александр Белостоцкий.
Полный текст нашей беседы читайте в бесплатном электронном журнале "ГеоИнфо". ЧИТАТЬ