Найти тему
МИСП блог

Вперёд в прошлое: молодые скульпторы — о работах Пелагеи Шуриги | Михаил Пастухов

Продолжаем серию бесед с молодыми скульпторами, приуроченную к выставке «Цвет и пластика образа»! В рубрике «вперёд в прошлое» мы пытаемся проанализировать произведения искусства XX века через призму современности. В специальных интервью для МИСП молодые авторы рассказывают о том, как относятся к традиции, находят сходства между художественной жизнью Петербурга прошлого и настоящего и размышляют над приёмами, которые актуальны и сегодня.

Вторым героем стал Михаил Пастухов. В нашем интервью читайте о том, что можно почерпнуть в работах Пелагеи Шуриги, как не сломаться, выполняя скульптуры на заказ, и почему создавать прогрессивное искусство сегодня — невыгодно.

Михаил Пастухов (фото из личного архива)
Михаил Пастухов (фото из личного архива)

Расскажи, пожалуйста, о себе. Чем ты занимаешься?

Я скульптор, на данный момент являюсь студентом 6-го курса Академии Репина (СПб ГАИЖСА им. Репина — прим. ред.), учусь в мастерской под руководством Валентина Дмитриевича Свешникова. Если посмотреть на это в проекции, то получается, что я учусь у ученика Аникушина, который, в свою очередь, ученик Матвеева, а тот — ученик Трубецкого. Находясь в этой системе, я чувствую, с одной стороны, необходимость быть преемником всей этой школы и традиции, которая сформировалась в Петербурге и является чем-то очень значимым и глобальным; с другой — я должен формулировать искусство новой России. То есть, принимая во внимание эту эстетику, переосмысливать ее, формируя таким образом актуальное искусство, которое будет нести в себе какую-то идею для нового общества в новой стране, в которой мы живем.

А ты можешь как-то сформулировать эту идею?

Это не так-то просто. Мы уже пытались это делать с арт-группировкой «РОМБ»: хотели коллективно прийти к какой-то идее, сформировав некое содружество художников. Но искусственным путем этого добиться не получилось. Поэтому в последнее время я склоняюсь к такой мысли: так как эпоха постмодернизма нам максимально «разжевала» все, что можно было, сейчас в этом «болоте пережеванной информации» можно передвигаться только интуитивно. И только так можно пытаться предвосхитить какую-то идею — дойдя до неё интуитивно, как бы не видя её перед собой.

Арт-группировка «РОМБ» (фото из личного архива героя)
Арт-группировка «РОМБ» (фото из личного архива героя)

Ты говорил о традиции, которая сформировалась в Петербурге. А что, по-твоему, представляет собой петербургское искусство?

Сейчас, если говорить простыми расхожими фразами, ситуация сложилась такая: в Петербурге таланты формируются, а в Москву они уезжают за деньгами. И действительно — одно дело, когда наш город был столицей Российской Империи, как бы являлся Меккой для столпов искусства. В Советское время, когда он стал «Северной столицей», ситуация сложилась иная — весь «конденсат» начал оседать в Москве, но тем не менее Петербург остался местом зарождения талантов. Мы как раз недавно обсуждали эту тему с друзьями на примере русского рока — насчитали целую кучу групп, которые сформировались в Питере, а про Москву, кроме Макаревича, никто ничего толком вспомнить не смог.

Хочется верить, что сейчас просто не настал нужный момент и мы не воспринимаем происходящее как что-то эпохальное, потому что принимаем это как данность — ведь оно формируется в данный момент. Но, как по мне, в Петербурге выстраивается довольно интересная конгломерация — не знаю, почему. То ли из-за того, что город так культурно насыщен исторически, то ли из-за погоды — не хочется выходить на улицу лишний раз, и это повод для самокопания и самоосмысления. Но какое-то движение явно есть.

Сейчас, в эпоху того же «Инстаграма», искусство стало более глобальным, поэтому оно может дублироваться на всю Россию. Но все равно скорость реакции общества на какие-то события в Москве или Петербурге уникальна и является передовой для страны в целом. К тому же Петербург удобен для творческих людей тем, что здесь собрана большая база объектов искусства. Хотя в то же время он довольно консервативен: сами стены города заставляют подчиняться какой-то имперской системе, которая с каждой эпохой только мутирует, но не исчезает — суть сохраняется до сих пор.

Михаил Пастухов (фото из личного архива героя)
Михаил Пастухов (фото из личного архива героя)

Сейчас такое время, что нет какой-то ясной государственной линии, как в Советском союзе, когда ей можно было или сопротивляться, или следовать. Наступила эпоха вседозволенности, и как раз из-за этого, возможно, происходит ступор — люди могут сделать все, что угодно, и поэтому они растеряны. И это опять же возвращает к мысли об идее: ее можно сформулировать в абсолютно разных полюсах, не существует какой-то сопутствующей или противодействующей ей силе.

То есть художнику необходимо противодействие для того, чтобы двигаться вперед?

Это, конечно, легкий способ. То же сопротивление молодёжи Советской системе в 80-е, конец 70-х — оно было очевидным и отражается в кинематографе, в музыке, в изобразительном искусстве. А в том же неофициальном искусстве советского времени, в работах зрелых художников, есть какая-то безысходность. И сейчас, когда жизнь течет иначе, на это все тяжело смотреть — потому что это какие-то переживания, «крик в подушку». Ты это все ощущаешь, но то время ушло, поэтому это зачастую воспринимается как какие-то глухие вопли прошлого.

Творчество Пелагеи Шуриги можно отнести к тому, что ты сейчас сказал?

Ну, во-первых, она все-таки подходила к этому профессионально — то есть её творчество — это не чистые эмоции, они все-таки накладываются на богатую школу. В ее портретах есть психологизм, это характерная черта ее работ. Она придаёт им индивидуальность не через фигуративное выражение, а через пластическое искажение — собственно, это ее авторский язык, так в этих портретах проявляется характер. Но все равно он какой-то нервозный.

Открытие выставки «Цвет и пластика образа» в МИСП
Открытие выставки «Цвет и пластика образа» в МИСП

Возможно, это отражение времени. На выставке «Цвет и пластика образа» я посмотрел на работы разных лет и заметил, что, к примеру, в период оттепели они одни — там есть какой-то идеализм. В период 30-х заметно увлечение авангардом и его принципами. В период 70-х 80-х ощутима изолированность художницы. В 50-е, к примеру, тоже — возможно, потому, что она была не так востребована, как ее современники. И все равно, глядя на ее работы, чувствуешь, что они сделаны с глубоким пониманием — в первую очередь, того, на что она смотрела. Сначала видно влияние того же Матисса или Майоля в скульптуре, а позже авторский почерк стал проявляться сильнее, но все равно в нем есть богатый профессиональный бэкграунд. Поэтому в работах Шуриги можно подчерпнуть многое — они имеют глубину, в отличие от каких-то более формальных работ того периода. Чувствуется, что они сделаны через знания, а не просто через какую-то эмоциональную экспрессию.

Какие приемы и особенности скульптурного языка Пелагеи Шуриги могли бы быть актуальны сейчас?

Ее подход интересен не только формальным отношением — к примеру, к голове, как к какому-то объему, форме. Она в это старалась вдохнуть психологическое настроение, чтобы работа воспринималась как бы с обоих полюсов. В разные периоды это проявляется по-разному. Например, она использует для передачи психологизма ассиметрию, деформацию. То есть, если говорить о возвращении к фигуративу после периода постмодернизма, который отрицал божественное начало и гуманизм как подход к формообразованию, то тут интересно пронаблюдать, как можно воссоздать такой знакомый объект, как голова, который мы видим каждый день во множестве экземплярах.

А до выставки «Цвет и пластика образа» ты был знаком с творчеством этой художницы?

Нет, если честно, я узнал о ней только перед этим интервью. Ее искусство, насколько я понял, долгое время было недоступно, так как не коррелировало с вектором официального советского искусства. Соответственно, вряд ли она могла свободно выставляться в Союзе художников. Это можно проследить даже через то, в каких материалах она работала. Если произведения входят в рамки какой-то цензуры, они обычно делаются в бронзе, потому что скульптура — это в принципе очень затратный вид искусства. А Шурига часто работает с керамикой. Или использует раскрашенный гипс — возможно, потому, что он не требует обжига. Это говорит о том, что у нее не было такой финансовой свободы, как у каких-нибудь ее современников. Керамика довольно доступна в чисто ремесленном плане. Ее можно слепить, обжечь, и это будет готовая выставочная работа, в отличие от бронзы, которая требует подхода в несколько этапов.

Это, кстати, характерно для многих художников того времени. Вообще это черта советского искусства — бедная цветовая гамма, потому что не было каких-то красок, материал доступный — это все превращается в такое закрытое, не прошедшее цензуру искусство.

А сейчас у скульпторов есть похожие проблемы — с материалами, например?

В наше время молодые художники в принципе все бедные. С другой стороны, если работы попадают в поле зрения галерей, они становится интересным вне зависимости от эстетики. Тут вопрос в том, что художник либо ломает себя, либо изначально двигается в каком-то векторе, который приемлем для общества.

Между тем, что хотят видеть заказчики, и тем, что хочет делать художник, есть какой-то конфликт?

Да. Мне кажется, это основная проблема нашего времени: за счет каких-то частных заказов скульптор может держаться на плаву. Но тут проблема в том, что у заказчиков зачастую плохой вкус — он просто не развит. И художнику приходится под это подстраиваться, делать эстетически неприятные для себя вещи. Кого-то это ломает и он начинает и дальше работать в таком же ключе. Поэтому заказами заниматься опасно.

Получается парадокс: нужно одновременно и работать, чтобы иметь деньги на творчество, и заниматься творчеством, иначе у тебя не будет заказов. Нужно все время сохранять баланс. Остается надеяться, что будет появляться все больше галерей, которые имеют вкус и выбирают работы не потому, что они хорошо продаются. Когда художник находится в поиске, работа часто получается как бы недооформленной. Однако только так можно сделать что-то передовое. Но получается, что заниматься прогрессивным искусством невыгодно.

Михаил Пастухов возле своей работы «Русские иконы» (фото из личного архива героя)
Михаил Пастухов возле своей работы «Русские иконы» (фото из личного архива героя)

Беседовала Ира Садкова