На родине братьев Райт к концу первой мировой войны флотская авиация ограничивалась платформами на башнях 6-ти американских линкоров,с которых стартовали английские самолёты «Кэмэл», французские «Ньюпор-28», американские «Анрио HD-1» и «Воут VE-7» . Но американцы всегда бдительно следили за новинками в области военного флота. Хотя характеристики самолетов того времени не сильно впечатляли,у флотской авиации появились свои приверженцы на флоте и в конгрессе. Особенно активно экспериментировали с гидросамолетами,которые тогда считались более перспективным направлением . Гидросамолеты пытались ставить даже на эсминцы.В 1921 в состав флота ввели и базу для гидросамолетов "Райт".Ее переделали из грузового корабля.
Следующим шагом стало обзаведение собственным авианосцем. Как и у всех остальных,первый проект исполнялся переоборудованием транспортного судна.Летом 1919 Конгресс утвердил финансирование и под переделку был выделен флотский угольщик USS Jupiter AC-3 ("Юпитер"). У него были большие трюмы и силовая установка,позволявшая давать полный назад.Это тогда считалось важным фактором для живучести полетной палубы при повреждениях.Можно было маневрировать ,разворачиваясь кормой по ветру или против него.
"Юпитер" встал на модернизацию в марте 1920 ,а в 1922 вступил в строй как первый американский авианосец «Лэ́нгли» CV-1 -первый своего имени-в честь места первого полета аэроплана Райтов.
Как у всякого первопроходца-при проектировании и запуске пришлось решать множество технических задач и проблем. Предусмотренная проектом дымовая труба задымляла полетную палубу и ее переделали в два поворотных дымохода под палубой .При полетах труба поворачивались вниз-и задымляла в воду. Палубу не захламляли никакие надстройки-две телескопические мачты поднимались только при переходе.
А самое интересное-на юте находилась большая голубятня для почтовых голубей. Их-с донесениями-отправляли на корабль пилоты самолетов. Первый и двадцатый век одновременно в комплекте. Со временем голубей заменила беспроводная связь, а голубятню перестроили в каюту старшего помощника
Второй казус связан с однотипными "Юпитеру" тремя кораблями -все три -"Протеус", "Нереус" и "Циклоп" - в разное время пропали без вести в Бермудском Треугольнике.
В американском флоте «Лэнгли», благодаря своему необычному для боевого корабля внешнему виду, имел прозвище «Старый крытый вагон» (Old Covered Wagon)
Кстати,на флоте еще и ходила легенда ,что во время заливки балластом(бетоном) части трюмов угольщика, туда для веса положили и 406-мм орудия, снятые с линейных крейсеров «Лексингтон» и «Саратога» . Шутили, что самыми большими орудиями в США вооружён именно «Лэнгли» .
Перед войной устаревший корабль переоборудовали в авиатранспорт (AV-3). Переднюю треть палубы демонтировали и поставили краны для подъема гидросамолетов.
В 1925 рассматривался проект аналогичного переоборудования систершипа "Юпитера"-"Нептун",но тот так и исчез в Бермудском треугольнике простым угольщиком.
«Лэ́нгли» CV-1 Langley Изготовитель-Mare Island NSY,заложен 18 октября 1911 года . Спущен на воду 14 августа 1912 года .Введён в эксплуатацию 7 апреля 1913 года («Юпитер»), 11 апреля 1920 года он был переклассифицирован и переименован в CV-1 «Лэнгли» .20 марта 1922 года («Лэнгли»)Выведен из состава флота 24 марта 1920 года («Юпитер»),26 февраля 1937 года («Лэнгли»).Потоплен 27 февраля 1942 года
Водоизмещение-11 500 т (стандартное),13 990 т (нормальное)
15 150 т (полное) .Длина 158,5 м (по в/линии)165,3 м (макс.). Ширина 19,9 м .Осадка 6,27 м (норм. в/и)6,73 м (полное в/и) .Мощность энергоустановки 7150 л. с. .Скорость хода 14 узлов .Экипаж 468 человек
(53 офицера) .Вооружение-4 × 127-мм/51, 2 пулемета.Авиационная группа- до 55 самолётов
В 1924 состав авиагруппы- 12 истребителейTS ,12 разведчиков UO,6 гидросамолетов.
В 1933- 15 истребителей F4B ,15 разведчиков SU
Перед началом Второй мировой войной переделан в авиатранспорт (AV-3)
Проект реконструкции был прост и минималистичен, изменения конструкции небольшие. Срезали все надстройки над верхней палубой.Над главной палубой на 13 стальных пиллерсах была установлена плоская полётная палуба размером 162,7×19,50 м . Мостик «Юпитера» остался на «Лэнгли» без изменений и располагался под полётной палубой, в результате чего видимость была крайне ограниченной. Из шести угольных трюмов «Юпитера» первый (передний) был использован для хранения авиационного бензина, в четвёртом размещался арсенал и механизмы элеватора. В остальных четырёх трюмах в разобранном виде хранилось от 30 до 40 самолётов.
Ангара ,как такового,не было- снизу были крышки угольных трюмов,потолком служила полетная палуба.С бортов все проветривал морской свежий бриз.Под потолком работали два 3-тонных мостовых крана для перемещения самолетов из трюма в ангар или на платформу элеватора для сборки.
Дым отводился из котельного отделения через две трубы – по одной трубе с левого и правого борта. Специальный клапан позволял переключаться между левой и правой трубой в зависимости от направления ветра. Труба правого борта представляла собой отверстие в борту, снабжённое форсунками для охлаждения отработанных газов и уменьшения задымления; труба левого борта располагалась вертикально за краем полётной палубы и во время полётов могла опускаться, отводя дым вниз. Со временем от трубы правого борта отказались, а слева сделали две шарнирно закреплённые трубы, которые во время полётов опускались в горизонтальное положение.На полётной палубе «Лэнгли» имелись две телескопические мачты, которые в случае необходимости опускались в специальные колодцы.
Конструкция аэрофинишера отрабатывалась на ходу- и начинал с комбинирования продольного (английского) и поперечного(американского) типов.Процедура была мучительно долгой и кустарно непредсказуемой.
Для приема и выпуска гидросамолетов-при работе в составе эскадры- на верхней палубе «Лэнгли» были установлены две катапульты Mk I, представлявшие собой направляющие длиной 29 м с салазками, на которые ставились для разгона бесколёсные гидросамолёты. Запас энергии для запуска создавался раскручиванием массивного маховика. В дальнейшем катапульты Mk I были заменены на пневматические Mk III. После 1925 года катапульты не использовались, а в 1928 году были демонтированы. Для подъёма гидросамолётов с поверхности воды на палубу на «Лэнгли» были установлены побортно два подъёмных крана.
Зенитное вооружение "Лэнгли" получил скорее всего только при переоборудовании в авиатранспорт-в 1942 он уже отбивался от японцев из двух 76 мм зениток.
"Лэнгли" стал первым и, по определению, экспериментальным американским авианосцем.На нем учились взлетать и садится первые энтузиасты,потом учили команду следующих американских авианосцев.
17 октября 1922 года капитан-лейтенант В. Гриффин (Lt. Virgil C. Griffin) на самолёте Vought VE-7SF совершил первый взлёт с палубы авианосца. Несмотря на то, что ранее самолёты взлетали со специально оборудованных платформ на кораблях других классов, это события имеет особое значение для США, где авианосцы являются предметом национальной гордости и основной боевой силой флота. Через девять дней капитан 3 ранга Г. Шевалье (Lt. Cdr. G. De C. Chevalier) совершил первую посадку на самолёте Aeromarine 39B. 18 ноября 1922 года капитан 2 ранга К. Уитинг, управляя самолётом PT, впервые взлетел с авианосца при помощи катапульты.
В 1923 году в состав авиагруппы «Лэнгли» входили истребители Curtiss TS-1 (первый специализированный палубный самолёт) и разведчики Vought UO-1. В 1924 году на нём появились бомбардировщики-торпедоносцы Douglas DT-2, составив уже сбалансированную авиагруппу..
Последующие 13 лет он действовал у побережья Калифорнии и Гавайских о-вов, в Атлантике ,участвуя в тренировках, экспериментальных полётах, обучении пилотов, тактических учениях флота,показательных выступлениях. 25 октября 1936 года на военно-морской верфи Маре Айленд (Mare Island Navy Yard, шт. Калифорния) он прошёл реконструкцию и переоборудование в авиатранспорт. Хотя его служба в качестве авианосца закончилась, подготовленные на нём пилоты составили ядро авиагрупп новых американских авианосцев CV-2 «Лексингтон» и CV-3 «Саратога».
26 февраля 1937 года «Лэнгли» закончил реконструкцию, был переклассифицирован в AV-3, 11 апреля приписан к Воздушным разведывательным силам (Aircraft Scouting Force) и приступил к транспортировке самолётов в районах Сиэтла, Ситки (Sitka), Перл-Харбора и Сан-Диего. С 1 февраля по 10 июля 1939 года он был кратковременно откомандирован в Атлантический флот, затем вернулся на Тихоокеанский флот и 24 сентября 1939 года прибыл в Манилу.
В момент начала Второй мировой войны «Лэнгли» находился в порту Кавите (Cavite, Филиппины). 8 декабря 1939 года он отбыл в Баликпапан (Balikpapan, о. Борнео), а затем в Дарвин (Австралия), куда прибыл 1 января 1942 года. До 11 января 1942 года он совместно с австралийскими ВВС участвовал в противолодочном патрулировании Дарвина, а затем приписан к международным американо-англо-голландско-австралийским силам в Голландской Ост-Индии, созданным с целью остановить продвижение Японии в этом районе. 22 февраля 1942 года он вместе с транспортом «Си Уитч», который вёз 27 истребителей в разобранном виде, отбыл из Фримантла (Freemantle, Австралия) чтобы доставить в Чилачап (Tjilatjap, о. Ява) 32 самолёта P-40 для борьбы с японским вторжением.На борту были также пилоты и 12 механиков.
Вечером 26 февраля «Лэнгли» соединился со своим противолодочным эскортом в составе эсминцев DD-217 «Уиппл» (Whipple) и DD-219 «Эдсолл» (Edsall) и утром 27 февраля на скорости 14 узлов направился в Чилачап, находясь в 100 милях к югу от него. В 11.40 он был атакован девятью двухмоторными японскими бомбардировщиками. Корабль открыл огонь из двух 76-мм зенитных орудий. Благодаря умелому маневрированию две первых атаки оказались безрезультатными, но во время третьей атаки бомбардировщики добились 5 попаданий и 2 близких разрывов. Рулевое управление и гирокомпас вышли из строя, самолёты на полётной палубе охватило пламя. Корабль получил крен 10° на левый борт. Затем его начали обстреливать 6 японских истребителей «Зеро».
Несмотря на безнадёжное положение, командир корабля капитан 1 ранга Макконнел сделал попытку спасти корабль. Выбросив горящие самолёты за борт и уменьшив крен контрзатоплением, он направил «Лэнгли» к Яве, чтобы выброситься на берег. Однако вскоре оказались затопленными машинные отделения, и корабль потерял ход. В 13.32 командир приказал команде покинуть корабль. Армейские лётчики и экипаж, кроме 16 погибших, были спасены эсминцами эскорта. После этого эсминцы выпустили по «Лэнгли» 9 снарядов из 102-мм орудий и две торпеды, и авиатранспорт затонул в 75 милях к югу от Чилачапа.
Рано утром 1 марта 1942 года эсминцы «Эдсолл» и «Уиппл» передали спасённых с «Лэнгли» на танкер «Пекос», находившийся недалеко от острова Рождества. В тот же день в 15:48 танкер был потоплен японской авиацией. Ночью 2 марта эсминец «Уиппл» спас 232 человека, многие из которых были с «Лэнгли», и сумел добраться до Австралии.
8 марта 1942 года японцы захватили Чилачап, а 9 марта полностью оккупировали о. Ява.
Так закончилась история первого американского авианосца,"дедушки" многочисленного авианосного флота США.
Читайте "Морскую коллекцию"-все выпуски-
Броненосцы береговой обороны.
Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам