Как технология взламывает наши психологические уязвимости, я это знаю. Я провёл последние три года в качестве специалиста по этике проектирования в Google, заботясь о том, как создавать продукты таким образом, чтобы защитить разум миллиардов людей от взлома.
При использовании технологии мы с оптимизмом полагаемся на то, что она делает для нас. Когда был иллюзионистом, а иллюзионисты начинают с поиска слепых пятен, краёв, уязвимость и пределов восприятия людей, чтобы они могли влиять на то, что люди делают, даже не осознавая этого. Если вы знаете, как нажимать на клавиши в людях, вы можете играть на них, как на пианино.
И это именно то, что проектировщики продуктов делают с вашим разумом. Они играют за ваши психологические уязвимости, при чем сознательно и неосознанно.
Приведу примеры вариантов взлома:
Взлом №1: если вы контролируете меню, вы контролируете выбор
Миллионы яростно защищают наше право делать свободный выбор, но игнорируем, как нами манипулируют сверху с помощью меню, которое в первую очередь выбирали не мы. Так делают иллюзионисты. Они дают людям иллюзию свободного выбора при разработке меню, чтобы выиграли они, независимо от того, что выберете вы.
Формируя меню, из которых мы выбираем, технология взламывает способ восприятия нашего выбора и заменяет его новым. Но чем внимательнее мы присматриваемся к предлагаемым нам вариантам, тем больше мы замечаем, когда они на самом деле не соответствуют нашим истинным потребностям.
Взлом №2: страх пропустить что-то важное
Приложения и сайты взламывают разум людей - вероятность в 1% того, что вы упустили что-то важное.
Если вас убедили в том, что они являются каналом для получения важной информации, сообщений, дружбы или потенциальных сексуальных возможностей, вам будет сложно отключить его, отписаться или удалить свою учётную запись, потому что вы можете пропустить что-то важное:
Но если мы углубимся в этот страх, мы обнаружим, что он безграничен: мы всегда будем упускать что-то важное в любой момент, когда перестанем что-то использовать.
Мысль что, если я пропущу что-то важное? возникает до того, как отключиться, отписаться или уйти в офлайн, не после. Представьте себе, если бы технологические компании осознали это и помогли нам активно настроить наши отношения с друзьями и компаниями с точки зрения того, что мы сами определяем как хорошо провести время в нашей жизни, а не с точки зрения того, что мы можем упустить.
Взлом №3: общественное одобрение
Мы все уязвимы к общественному одобрению. Необходимость принадлежать, быть одобренным или оценённым нашими коллегами — одна из самых сильных человеческих мотиваций. Но теперь наше общественное одобрение находится в руках технологических компаний.
Facebook, Instagram и тд могут манипулировать тем, как часто люди отмечаются на фотографиях, автоматически предлагая все лица, которые люди должны отметить.
Каждый человек с рождения реагирует на общественное одобрение, но некоторые демографические группы (подростки) более уязвимы, чем другие. Вот почему так важно понимать, насколько могущественны разработчики, когда они используют эту уязвимость.
Взлом №4: социальная взаимность (ты мне, я тебе)
Вы делаете мне одолжение — я должен буду сделать вам в следующий раз. Вы говорите «спасибо» — я должен сказать «пожалуйста». Вы отправляете мне электронное письмо — грубо будет не ответить. Вы следите за моей активностью в социальной сети — грубо будет не следить за вашей (особенно это касается подростков).
Мы уязвимы к необходимости отвечать взаимностью на поступки других. Но, как и в случае с общественным одобрением, технологические компании уже манипулируют тем, как часто мы подвержены этой уязвимости.
Электронная почта, текстовые сообщения и приложения для обмена сообщениями — фабрики социальной взаимности. Технологические компании используют эту уязвимость намеренно.
LinkedIn — наиболее очевидный виновник. LinkedIn хочет, чтобы как можно больше людей создавали социальные обязательства друг перед другом. Когда люди отвечают взаимностью, они должны возвращаться на сайт linkedin.com.
Взлом № 5: прогнозирование ошибок, стратегия «нога в дверном проёме»
Наконец, приложения могут использовать неспособность людей прогнозировать последствия клика.
Люди не могут интуитивно прогнозировать истинную стоимость клика, когда его им предоставляют. Продавцы используют технику «нога в дверном проёме», делая для начала небольшой безобидный запрос и наращивают его. Практически все затягивающие сайты используют этот трюк.
Итоги и то, как мы можем это исправить
Вы огорчены тем, что технология взламывает вашу самоидентификацию? Я тоже. Я перечислил несколько методов, но их буквально тысячи.
Представьте себе целые книжные полки, семинары, тренинги, которые обучают начинающих технологических предпринимателей таким методам. Представьте себе сотни инженеров, чья работа каждый день заключается в том, чтобы придумывать новые способы подцепить вас на крючок.
Абсолютная свобода — это свобода разума, и нам нужны технологии, которые уже имеются в нашей команде, чтобы помочь нам жить, чувствовать, думать и действовать свободно.
Мы нуждаемся в том, чтобы наши смартфоны, экраны уведомлений и браузеры были экзоскелетом для разума и межличностных отношений, которые ставят на первое место ценности, а не импульсы. Время людей — это ценность. И мы должны защищать его с той же строгостью, что и конфиденциальность, и прочие цифровые права.
Тристан Харрис был специалистом по этике проектирования в Google до 2016 года. О Центре гуманных технологий можно почитать здесь: humanetech.com.
Хочешь знать больше подписывайся на канал или t.me/fireprokachka
Размещение франшизы в каталоге БЕСПЛАТНОЕ. Каталог тут.