Роль, которую играют институты и военные заказчики в формировании развития космической промышленности, давно признана учеными.
С самого начала космической эры правительственные учреждения и военные организации (например, Министерства обороны, ВВС, Агентства по приобретению средств обороны) оказывали непосредственную поддержку в создании космической инфраструктуры, включая наземные станции, пусковые установки и спутники, а также в развитии и распространении знаний и возможностей, связанных с космосом.
Выражая оригинальные потребности и мотивы (например, оборона и безопасность, политический престиж, развитие науки и техники), государственные заказчики оказывали глубокое влияние на структуру и динамику космической отрасли.
Однако последние два десятилетия показали значительное сокращение военных заказов наряду с растущим значением коммерческих и негосударственных потребностей в космической технике.
Исследование современных тенденций в США в середине 2000-х годов показало, что «в космической отрасли развивается интересный метаморфизм, поскольку многие фирмы начинают эволюционировать от государственных клиентов к смешанным клиентам и, наконец, к полностью частным клиентам».
Этот «постепенный сдвиг в сторону увеличения коммерческой деятельности», как выразился Питерс, будет противоречить долгосрочной эволюции космической промышленности, которая исторически формируется государственными заказчиками и некоммерческими приложениями.
Процесс развития космической промышленности
Вышеизложенное поднимает важные вопросы, касающиеся того, как в настоящее время развивается космическая промышленность.
Находятся ли космические отрасли на пути к тому, чтобы стать “нормальными”?
Является ли эта трансформация однородной среди крупных космических держав?
Или она принимает различную форму в зависимости от национальных обстоятельств?
В рамках этой структуры особого внимания заслуживают две переменные: относительная доля коммерческих и некоммерческих приложений и распределение полезной нагрузки по типам клиентов.
Еще один признак трансформации космического бизнеса в сторону «нормальности» связан с уровнем «открытости» космической отрасли. Цивилизация и приватизация космической деятельности, наряду с растущей интернационализацией сделок, рассматриваются в качестве основных ключей к пониманию того, что означает «открытие» космической экономики.
Для того чтобы оценить уровень открытости космических промышленных и рыночных структур, необходимо оценить, как во времени будут развиваться внутренние и не внутренние полезные нагрузки.
Относительные веса гражданских полезных нагрузок (т. е. частных и негосударственных запусков) по сравнению с военными и правительственными заказами также являются важными переменными, на которых следует сосредоточить внимание.
Поэтому можно утверждать, что если космические отрасли находятся на пути к тому, чтобы стать «нормальными», то они должны –в некоторой степени - демонстрировать три стилизованных факта:
- сбалансированное распределение полезной нагрузки, заказываемой государственными и негосударственными заказчиками;
- значительную долю коммерческих и некоммерческих применений;
- позитивный уровень открытости структур космического рынка (т. е. цивилизованность спроса и предложения и интернационализация сделок).
С учетом общей полезной нагрузки, запущенной с 2000 по 2013 год, утверждается, что космическая промышленность глобально и постепенно трансформируется в сторону более сбалансированной рыночной структуры, повышения уровня открытости и увеличения веса коммерческих и некоммерческих приложений.
Однако между динамикой и структурой космических национальных экономик сохраняются существенные различия. Очевидно, что нет такого понятия, как уникальный трансформационный путь, по которому идут космические отрасли на национальном уровне, каждая нация идет своим путем.
Типы заказчиков в космической отрасли
В основном в космической отрасли доминируют три типа заказчиков:
- военные;
- институциональные;
- коммерческие.
Тип заказчика определяет его правовую идентичность как "потребителя" космической техники.
К Военным заказчикам относятся Министерства обороны, оборонные закупочные агентства, военные службы, военные учебные и научно-исследовательские лаборатории.
Институциональные клиенты могут быть разделены на две группы:
- государственные (например, космические агентства, государственные исследовательские лаборатории);
- негосударственные (например, любители, частные университеты).
Коммерческие заказчики в основном это частные компании (например, телекоммуникационные фирмы) и приватизированные многонациональные кооперативные организации (например, INTELSAT и EUTELSAT).
Поскольку клиенты имеют уникальные мотивации, миссии, компетенции и промышленные объекты, из этого следует, что они, вероятно, будут требовать различных применений космической техники.
Это может быть транспорт, связь, наука, техника, навигация, наблюдение за Землей, оборона и разведка.
В следующей статье подробнее расскажу о том, как именно используется космическая техника и для каких целей.