Все нижеприведённые сериалы можно отнести и к детективам, но всё же - драматичность действия, драма характеров и широкий социальный охват персонажей позволяют поднять все эти многосерийки на более высокую жанровую ступень.
Ликвидация (режиссёр: Сергей Урсуляк)
Этому многосерийному фильму уже более 10 лет, однако он по-прежнему на вершине отечественных рейтингов. Сериал, который оценили не только обычные телезрители, но даже кино-эстеты, недолюбливающие жанр сериала как таковой.
Высокий художественный уровень "Ликвидации" очевиден, содержание увлекательно и, в то же время, трогательно. Он - то держит в напряжении, то расслабляет в здоровом смехе. В нём присутствует своеобразная симфоничность повествования. В довольно размеренном повествовании мы попадаем в разные и следующие как бы друг за другом настроенческие стадии - от драматичности и трагизма до иронии и комедии, а в жанровом отношении - от боевика-триллера до мелодрамы и исторической драмы.
Также невозможно не отметить музыкальное сопровождение картины с большим разнообразием музыкальных лейтмотивных тем - от тревожно-глубокой до изобретательно-заводной и ироничной. Они периодически сменяют друг друга в соответствии с сюжетом. Воистину - саундтрек здесь очень талантливый.
Игра (режиссёры: Георгий Гаврилов, Сергей Лесогоров, Геннадий Иванов, Тимур Алпатов)
"Игра" - ещё один из лидеров рейтинга криминально-детективных отечественных сериалов. Не удивительно – динамичный, искромётный, умный - и пули летят во множестве, и острые диалоги блещут. Как полагается в эпоху постмодернизма, фильм является своего рода игрой, прежде всего игрой в классический детектив с противоборством честного следователя и закоренелого бандита. И, в свою очередь - игрой между ними самими. При этом, истинность нравственных ценностей под сомнение не ставится - внутреннее разложение казалось несгибаемого бандита в результате нарастающего количества убийств очень убедительно показано и доказано.
Сильная сторона сериала - правдоподобная незаурядность, психологическая сложность образов двух грабителей-убийц (игра Павла Баршака великолепна) в контрасте с не признаваемым ими криминально-блатным миром и его понятиями-порядками.
Сериал смотрится с непрекращающимся вниманием, практически взахлёб.
Однажды в Ростове (режиссёр: Константин Худяков)
В этом впечатляющем криминальном драматическом телевизионном художественном фильме, снятом ещё советским режиссёром Константином Худяковым, два реальных исторических события - расстрел мирной демонстрации в Новочеркасске и разгул банды ростовских грабителей. Причём, первое трагическое событие влечёт за собой второе, является его отправной точкой, главной причиной.
В драматическом плане сериал сделан превосходно, герои фильма показаны во всей полноте своих незаурядных характеров, вызывают искреннее сочувствие. За событиями действительно следишь с большим интересом и сопереживанием.
В дело поимки банды вмешиваются политики и КГБ, в действие оказываются втянуты практически все слои ростовского общества — творческая интеллигенция, милиционеры, врачи, уголовники... Так что размах многосерийного фильма в сюжетном плане чрезвычайно широк.
Ленинград 46 (режиссёр: Игорь Копылов)
Перво-наперво "Ленинград 46" хочется поставить рядом с "Ликвидацией". И по жанру, и по времени действия, и особенно по почти обесцвеченной, слабо-цветной, стилизованной под старые фотографии и фильмы картинке. Но сопоставив их сердцем и умом, вдруг замечаешь, что новый "Л" повыше старого будет. "Ленинград 46" воздействует ещё сильней.
Секрет же увлекательнейшего зрелища этой криминальной драмы (причём, настоящей драмы!), не отпускающей буквально ни на секунду пристального внимания - в сочетании мастерского описания интереснейших судеб героев послевоенного времени с жёстким, неослабевающим ритмом фильма. Такое впечатление, что постоянно слушаешь блюз. То быстрый, то чуть замедляющийся в темпе. Но всегда заводной, без всяких сантиментов (даже любовные сцены не расслабляют) и передыхов. Блюз кричащий, блюз звенящий, блюз рокочущий, блюз стенающий - какой угодно. Чуть отвлечёшься от экрана, и ты уже что-то упустил. Ничего лишнего! Виртуозный монтаж в ключевых сценах, выполненный на уровне "Крёстного отца" Копполы дополняет головокружение от успешного сериала (редкий случай - телеканалы перекупали его друг у друга). Напряжение не ослабевает ни на минуту. Тревожная атмосфера под соответствующую музыку висит практически перманентно.
Многое "Ленинград 46" роднит с нашумевшем американским сериалом "Во все тяжкие". Во-первых, идея всецелого постепенного овладевания злом интеллигентного высокообразованного человека (которого здесь блестяще сыграл Гармаш), а во-вторых, глубокое проникновение авторами фильма в психику человека. Постоянно идут крупные планы, запечатлевающие сдержанные, но глубокие переживания и другие эмоции на лицах персонажей. Смена кадров не модная нынче мельтешащая, но и не дающая засыпать - достаточно быстрая, очень в меру. Образцово подобраны (и отлично сыгранны) типажи уголовников, гебистов, милиционеров, партийных функционеров... Правильно акцентированы слова и молчание. Точно передана тяжёлая послевоенная атмосфера города с подавленным настроением ещё ощущающих всем своим нутром голод блокадников и не прекратившимися репрессиями.
Конечно, отличительной от американского шедевра чертой нашего является чисто русская теплота отдельных эпизодов, неизменная для нашего лучшего искусства незримо присутствующая в кадре любовь, определяющая, собственно, вообще истинное национальное мировоззрение по определению великого русского философа Ивана Ильина: "такова русская идея: свободно и предметно созерцающая любовь и определяющаяся этим жизнь и культура".
Смотрите наше кино! Читайте о нём и на моём канале.