Найти тему
Сталкер

Лучшие российские сериалы в жанре криминальной драмы

Все нижеприведённые сериалы можно отнести и к детективам, но всё же - драматичность действия, драма характеров и широкий социальный охват персонажей позволяют поднять все эти многосерийки на более высокую жанровую ступень.

Ликвидация (режиссёр: Сергей Урсуляк)

Этому многосерийному фильму уже более 10 лет, однако он по-прежнему на вершине отечественных рейтингов. Сериал, который оценили не только обычные телезрители, но даже кино-эстеты, недолюбливающие жанр сериала как таковой.

Высокий художественный уровень "Ликвидации" очевиден, содержание увлекательно и, в то же время, трогательно. Он - то держит в напряжении, то расслабляет в здоровом смехе. В нём присутствует своеобразная симфоничность повествования. В довольно размеренном повествовании мы попадаем в разные и следующие как бы друг за другом настроенческие стадии - от драматичности и трагизма до иронии и комедии, а в жанровом отношении - от боевика-триллера до мелодрамы и исторической драмы.

Владимир Меньшов в роли маршала Жукова.
Владимир Меньшов в роли маршала Жукова.

Также невозможно не отметить музыкальное сопровождение картины с большим разнообразием музыкальных лейтмотивных тем - от тревожно-глубокой до изобретательно-заводной и ироничной. Они периодически сменяют друг друга в соответствии с сюжетом. Воистину - саундтрек здесь очень талантливый.

Игра (режиссёры: Георгий Гаврилов, Сергей Лесогоров, Геннадий Иванов, Тимур Алпатов)

"Игра" - ещё один из лидеров рейтинга криминально-детективных отечественных сериалов. Не удивительно – динамичный, искромётный, умный - и пули летят во множестве, и острые диалоги блещут. Как полагается в эпоху постмодернизма, фильм является своего рода игрой, прежде всего игрой в классический детектив с противоборством честного следователя и закоренелого бандита. И, в свою очередь - игрой между ними самими. При этом, истинность нравственных ценностей под сомнение не ставится - внутреннее разложение  казалось несгибаемого бандита в результате нарастающего количества убийств  очень убедительно показано и доказано.

-3

Сильная сторона сериала - правдоподобная незаурядность, психологическая сложность образов двух грабителей-убийц (игра Павла Баршака великолепна) в контрасте с не признаваемым ими криминально-блатным миром и его понятиями-порядками.

-4

Сериал смотрится с непрекращающимся вниманием, практически взахлёб.

Однажды в Ростове (режиссёр: Константин Худяков)

В этом впечатляющем криминальном драматическом телевизионном художественном фильме, снятом ещё советским режиссёром Константином Худяковым, два реальных исторических события - расстрел мирной демонстрации в Новочеркасске и разгул банды ростовских грабителей. Причём, первое трагическое событие влечёт за собой второе, является его отправной точкой, главной причиной.

-5

В драматическом плане сериал сделан превосходно, герои фильма показаны во всей полноте своих незаурядных характеров, вызывают искреннее сочувствие. За событиями действительно следишь с большим интересом и сопереживанием.

-6

В дело поимки банды вмешиваются политики и КГБ, в действие оказываются втянуты практически все слои ростовского общества — творческая интеллигенция, милиционеры, врачи, уголовники... Так что размах многосерийного фильма в сюжетном плане чрезвычайно широк.

Ленинград 46 (режиссёр: Игорь Копылов)

Перво-наперво "Ленинград 46" хочется поставить рядом с "Ликвидацией". И по жанру, и по времени действия, и особенно по почти обесцвеченной, слабо-цветной, стилизованной под старые фотографии и фильмы картинке. Но сопоставив их сердцем и умом, вдруг замечаешь, что новый "Л" повыше старого будет. "Ленинград 46" воздействует ещё сильней.

-7

Секрет же увлекательнейшего зрелища этой криминальной драмы (причём, настоящей драмы!), не отпускающей буквально ни на секунду пристального внимания - в сочетании мастерского описания интереснейших судеб героев послевоенного времени с жёстким, неослабевающим ритмом фильма. Такое впечатление, что постоянно слушаешь блюз. То быстрый, то чуть замедляющийся в темпе. Но всегда заводной, без всяких сантиментов (даже любовные сцены не расслабляют) и передыхов. Блюз кричащий, блюз звенящий, блюз рокочущий, блюз стенающий - какой угодно. Чуть отвлечёшься от экрана, и ты уже что-то упустил. Ничего лишнего! Виртуозный монтаж в ключевых сценах, выполненный на уровне "Крёстного отца" Копполы дополняет головокружение от успешного сериала (редкий случай - телеканалы перекупали его друг у друга). Напряжение не ослабевает ни на минуту. Тревожная атмосфера под соответствующую музыку висит практически перманентно.

-8

Многое "Ленинград 46" роднит с нашумевшем американским сериалом "Во все тяжкие". Во-первых, идея всецелого постепенного овладевания злом интеллигентного высокообразованного человека (которого здесь блестяще сыграл Гармаш), а во-вторых, глубокое проникновение авторами фильма в психику человека. Постоянно идут крупные планы, запечатлевающие сдержанные, но глубокие переживания и другие эмоции на лицах персонажей. Смена кадров не модная нынче мельтешащая, но и не дающая засыпать - достаточно быстрая, очень в меру. Образцово подобраны (и отлично сыгранны) типажи уголовников, гебистов, милиционеров, партийных функционеров... Правильно акцентированы слова и молчание. Точно передана тяжёлая послевоенная атмосфера города с подавленным настроением ещё ощущающих всем своим нутром голод блокадников и не прекратившимися репрессиями.

-9

Конечно, отличительной от американского шедевра чертой нашего является чисто русская теплота отдельных эпизодов, неизменная для нашего лучшего искусства незримо присутствующая в кадре любовь, определяющая, собственно, вообще истинное национальное мировоззрение по определению великого русского философа Ивана Ильина: "такова русская идея: свободно и предметно созерцающая любовь и определяющаяся этим жизнь и культура".

Смотрите наше кино! Читайте о нём и на моём канале.