Найти в Дзене
Digital Кухня

Считаем экономическую эффективность команд digital маркетинга. Часть 1

Оглавление

В этой заметке разберём:

  • на что влияет digital маркетинг в работе компании;
  • как оценить его эффективность;
  • рассчитаем экономическую целесообразность работы команд, которые делают маркетинг внутри компаний, то есть in-house.

Показатели

Для начала рассмотрим, на какие показатели оказывает влияние маркетинг.

Leads - количество лидов;

Показатель (Leads), в свою очередь, раскладывается на:

  • Reach - охват;
  • CTR - конверсию из первичного охвата (чаще берёшься показатель количества показов) в клик;
  • CTL - конверсия из клика в лида (заявку, обращение, звонок, установку приложения etc.)

CR - конверсия в клиента;

AOV - средний чек;

Nsales - количество или по-другому частота продаж (количество продаж за определённый период).

Отдельно выделим показатели:

CAC - стоимость затрат на привлечение одного клиента.

ARPPU - средняя выручка за одного платящего пользователя.

ROMI - возврат на маркетинговые инвестиции.

Подходы к расчету и оценке эффективности

Рассмотрим, из чего могут складываться KPI digital-отдела. Оговорюсь, что способы могут и должны использоваться комплексно, то есть совместно.

Первый способ основан на дисконтировании (снижении) маркетинговых издержек.
Второй основан на показателях выручки (ARPPU) и пожизненной ценности клиента (LTV или CLV).
А третий способ охватывает показатели рентабельности (ROMI)

Подход дисконтирования маркетинговых издержек

Рассмотрим случай, при котором маркетинг привлечения работает на сокращение показателей привлечения, вовлечения и удержания.

Вариант №1 - Оптимизация цены привлечения клиента (CAC)

На что работает команда: на снижение показателя CAC

Суть: результативность работы digital-маркетинга выражается, как Δ (разница) между старой и новой ценой привлечения.

ΔCAC = CAC  за текущий период - CAC  за предыдущий период

Сразу можно подсчитать и экономическую эффективность такого подхода.

ΔCAC *Nclients = сумма сэкономленных средств.

где,

Nclients — количество новых клиентов за последний период.

Тут же кстати легко понять и экономическую целесообразность.

ФОТ > ΔCAC *Nclients.

Минусы подхода:

Данный подход не коррелирует с выручкой и прибыльностью (нормой прибыли). Может оказаться, что были привлечены более дешёвые клиенты, но при этом и прибыльность данных клиентов может оказаться ниже.

Без учёта сезонных факторов данный подход может не объективно оценивать работу и результативность команды.

Согласно закону убывающие отдачи, команде каждый раз будет сложнее поддерживать динамику уменьшения CAC и без радикальной смены парадигмы команда рано или поздно упрётся "в пол" значения CAC. Можно, конечно, считать приращение Δ от какого-то показателя, который получен в самом начале, но бизнес вряд ли устроит такой подход.

Интерпретация CAC-подхода для CRM-маркетинга

Метод дисконтирования CAC в сочетании с методом контрольных групп можно не только к привлечению, но и к вовлечению пользователя в продукт.

На что работает команда: Дисконтирование СPA (цены целевого действия) через генерацию дополнительных целевых действий. Оценка результатов происходит через метод контрольных групп.

Суть: результативность работы выражается, как Δ (разница) между количество целевых действий в тестовой и контрольной группе.

ΔNactions = Nactions (test) - Nactions (control)

Экономическая эффективность, соответственно, как полученная экономия, которая считается, как произведение вновь сгенерированных действий умноженных на стоимость целевых действий.

₽ = ΔNactions *CPA

Примечание: применяется, как правило, на этапе онбординга или на этапе работы с пользоватетелей Nsales базой (CRM-маркетинг);

Отдельно отметим, что по схожей схеме можно осуществлять дисконтирование показателя CRC (customer retention cost) или стоимости удержания одного клиента, но этот показатель зависит в большей степени от продукта.

Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить заметку про другие способы оценки эффективности. :)

____________________________________

Лайк, если знаете, как можно оценивать эффективность работы команд digital-маркетинга

Есть вопросы? Оставьте их в комментариях . :)