Найти тему
Фёдор Фёдоров

ВЛАДИМИР ВЫСОЦКИЙ И АЛЕКСАНДР ГАЛИЧ. ЖИЗНЕННЫЕ И ТВОРЧЕСКИЕ ПЕРЕСЕЧЕНИЯ В СУДЬБАХ ВЕЛИКИХ БАРДОВ

РУБРИКА "ИСТОРИЧЕСКИЕ ПАРАЛЛЕЛИ ВЛАДИМИРА ВЫСОЦКОГО"

(ЧАСТЬ 1)

Владимир Высоцкий
Владимир Высоцкий
Александр Галич
Александр Галич

В истории отечественной авторской песни Владимир Высоцкий и Александр Галич всегда являлись непререкаемыми авторитетами и ярчайшими представителями жанра. К тому же жили и творили Владимир Семёнович и Александр Аркадьевич примерно в одно время. Были знакомы и не раз очень положительно и даже с восхищением отзывались о творчестве друг друга. Этих людей связывало очень многое - уважаемый читатель вряд ли может себе представить, насколько многое. Я бы сегодня хотел рассказать только отдельные интереснейшие факты о взаимоотношениях двух титанов бардовской песни.

ДВА ТЕАТРАЛА

Владимир Высоцкий ещё только начинал восхождение на поэтический Олимп, когда слава Александра Галича уже гремела вовсю. Первое знакомство Володи Высоцкого, бывшего тогда ещё студентом, с маститым уже автором Александром Галичем произошло в 1957 году. По воспоминаниям сокурсницы Высоцкого Марины Добровольской: «...когда мы учились на третьем курсе, будущий “Современник” репетировал “Матросскую тишину”(по пьесе А.Галича - авт.). Репетировал на нашей учебной сцене. <…> Когда спектакль “Матросская тишина” запретили, мы хотели ставить эту пьесу в своем молодежном экспериментальном театре. И даже все вместе ходили к Галичу домой, он жил у метро “Аэропорт”. И Высоцкий был вместе со всеми. Галич тогда дал нам свою пьесу».

Любопытно, что в начале 1962 года в московском Театре миниатюр ставилась смешная миниатюра Галича «Благородный поступок». Театр как раз незадолго до этого получил постоянное помещение в саду «Эрмитаж» на Большом Каретном, и на сцене по сути происходило юбилейное торжество в честь этого события. Миниатюру поставил Марк Захаров, а в массовке был занят чуть ли не весь состав. Актеры попеременно выходили на сцену. Среди них был 24-летний Владимир Высоцкий, поступивший в этот театр в феврале 1962 г.

На других спектаклях, в которых играл Высоцкий, уже в театре на Таганке, Галич часто присутствовал как страстный поклонник театрального искусства. И после них два барда тоже встречались и разговаривали.

Тем удивительнее, что самый громкий спектакль театра на Таганке "Гамлет" ("коронный" и для Высоцкого"), Галич так ни разу и не увидел, когда жил в России. В 1976 году, когда Александр Аркадьевич уже жил в Париже, театр на Таганке приезжал в столицу Франции с гастролями. Только там, в знаменитом парижском дворце Пале - де - Шайо, кстати, буквально за месяц до своей нелепой смерти, Галич наконец-то увидел "Гамлета". Однако личной беседы двух бардов тогда не было, да и вряд ли могло быть, ведь опальному Владимиру Семёновичу в то время строго-настрого было запрещено встречаться за рубежом со "злостным невозвращенцем" Галичем. Тучи тогда над Владимиром Семёновичем сгущались настолько, что даже будучи во время похорон Александра Галича в Париже, Высоцкий не выступил с речью в память о нём. Однако, вернувшись из Франции, Высоцкий передал Алене Архангельской фотографии с похорон её отца, на которых присутствовал весь цвет французской эмиграции

Возвращаясь к шекспировскому "Гамлету", нужно отметить, что это произведение очень тесно связано и с творческой судьбой Галича. Уже в 1936 – 1937 годах, еще до рождения Высоцкого, учась в студии Станиславского, Галич репетировал роль короля Клавдия! А спустя годы, вскоре после премьеры этого спектакля 29 ноября 1971 года с Высоцким в главной роли, Александр Аркадьевич написал песню «Старый принц», где примерял образ Гамлета к самому себе - поразительное совпадение! Более того, в 1973 году Владимир Высоцкий тоже напишет произведение на эту вечную тему. "Мой Гамлет" станет одним из подлинных шедевров Высоцкого - поэта.

Подобных совпадений в творчестве двух поэтов немало.

НИ «ГАМЛЕТОМ» ЕДИНЫМ…

Параллелей в творчестве двух мэтров авторской песни, действительно, хватает.

Оба автора застали сталинские времена, у обоих двоюродные братья отсидели в лагерях (у Галича - Виктор, у Высоцкого - Николай), и поэтому в их творчестве ярко выражена лагерная и "блатная" тематика.

Очень сильны антисоветские настроения в остросоциальных произведениях мастеров. Но, надо сказать, что у Владимира Семёновича они всё же более завуалированы, аллегоричны, а у Александра Аркадьевича - более прямолинейны.

Именно с годами «растущая» резкость строк Галича и послужила поводом для того, что его вынудили покинуть страну Советов. Высоцкого же всё время официально "закрывали", но несмотря на это, скрепя зубы, терпели его выступления, и даже отслеживали его перемещения за рубежом. Это бунтарство "на разрыв" тоже очень роднит именно этих двух поэтов. У третьего большого советского барда - Булата Окуджавы, творчество было более "спокойным, лиричным и мелодичным", хотя и не менее мудрым, чем у его "протестующих" коллег.

Галич, как и Высоцкий, немало пел о жизни простых людей. Множество его персонажей тоже вышли "из народа". Правда, гораздо реже Галич пел от первого лица, что для Высоцкого стало практически "коронным" элементом.

Если Владимир Семёнович касался в своих нескольких произведениях жизни чеченцев, грузинов и других кавказских народов, то у Александра Аркадьевича был так называемый "казахстанский" цикл песен.

Оба были прекрасными сатириками. И, кстати, действие нескольких шуточных песен обоих бардов, критикующих режим и общественные порядки, происходит в сумасшедшем доме. Взять хотя бы, самые знаковые из них - "Канатчикову дачу" у Высоцкого и "Больничную цыганочку" у Галича. Кстати, и "цыганочки" у обоих, и вальсы, и сказки, и баллады, и притчи!.. Но все произведения всё же очень индивидуальны, как и полагается крупным литераторам.

Некоторые песни двух поэтов, кстати, даже называются одинаково. У обоих есть, например, "Городской романс". Оба писали о чёрте, и обе песни о лукавом построены в форме диалога с ним. И несмотря на то, что "чёрт" Высоцкого шуточный и даже можно сказать, подобен "простому русскому мужику-выпивохе", а персонах Галича - вполне серьёзный и "адски" опасный хитрец, обе песни заканчиваются весьма печальным и серьёзным итогом.

У Галича:

Тут черт потрогал мизинцем бровь...
И придвинул ко мне флакон,
И я спросил его: "Это кровь?"
"Чернила", - ответил он...

У Высоцкого:

Я не то чтоб чокнутый какой,
Но лучше — с чёртом, чем с самим собой.

Кстати, обе эти песни были написаны в 1960-е годы, с разницей в несколько лет.

(КОНЕЦ ПЕРВОЙ ЧАСТИ. ВТОРУЮ ЧАСТЬ ЧИТАЙТЕ ЗДЕСЬ: https://zen.yandex.ru/media/id/5db9ff290ce57b00ad8166.. )

Если понравился материал, не забудьте подписаться на "Фан -группу Владимира Высоцкого" по ссылке: https://vk.com/club68159637