Друзья, несмотря на то, что юбилейный год будет официально закрыт торжественной церемонией 3 декабря, приуроченная к 100-летию музея-заповедника «Александровская слобода» выставка «100 музейных шедевров» продолжит свою работу до 15 января 2020 г.
На выставке представлены ценные (вернее, без-ценные) предметы XVI-XVIII веков, включая посуду. Поговорим сегодня о кубке «Сова» работы высококлассного западноевропейского мастера. Клеймо указывает на то, что он был изготовлен в XVI в. На голову, крылья, хвост и верхнюю часть лап птицы искусно и тонко нанесена гравировка. Тонко обработан орех-кокос, служащий туловищем-чашей. Даже сами лапы покрыты роговой чешуей, выполненной на самом профессиональном уровне. Глазницы совы когда-то закрывали драгоценные камни. Как можно судить по кубкам-аналогам, глазами могли быть как рубины, так и изумруды, или сапфиры. Это то, что вы можете увидеть, разглядывая кубок в витрине.
А что скрыто от ваших глаз? На внутренней стороне хвоста просматриваются два клейма. Одно – в виде шагающего льва в короне и буквы «R» в щитке. Вероятно, клеймо принадлежит мастеру из Брюсселя. На внутренней кромке поддона стоит клеймо таможни, указывающее вес: «17 lodd 3 fj» - 17 лот и 3 фунта (ок. 350 гр.). Клеймо указывает на то, что кубок прибыл в Россию из Германии через таможню. На серебряном венце, обрамляющем туловище-чашу, выгравирована надпись в 2 ряда на верхнем немецком языке: «ICH+DIN+AIN+REVCLEIN+WOLGEMUT//DER+MICH+AVS+DRINGKHT+DER+NEM+VERGT» Надпись любезно перевела профессор МГУ С.Ф. Филичева: «Я [работа] Рейхлина, бодрый который меня выпивает, тот получил бы удовольствие».
В книге М.М. Постниковой, Н.Г. Платоновой, Б.Л. Ульяновой «Золотая и серебряная посуда XV-XX вв» упоминается, что в росписи имущества царя Федора Ивановича зафиксировано «множество кубков, судков и фляшек». Здесь же описывается часть кубков, один из которых «Сова-орех индийский (видимо, кокос), обложенный серебром, все позолочено. Если у сына Ивана IV был подобный сосуд, то логично предположить о наличии подобного и у самого царя.
Но почему кубок выполнен в виде совы? Осенью на электронную почту музея пришло письмо из Германии от Рудольфа Шаафа из общества защиты сов округа Людвигсбург. Он запросил больше информации о музейном кубке «Сова». Следом по почте пришли 2 выпущенных обществом журнала, в которых было опубликовано исследование г-на Шаафа относительно символики фаянсового кубка «Сова» XVI века из Музея керамики Людвигсбурга. Работа весьма любопытна.
Исследователь пишет, что человечество изображало сов с незапамятных времен. Ритуальные сосуды в виде сов обнаружены еще в захоронениях китайской династии Чанг (2 век до н.э). Вероятно, в них помещались либо напитки, либо пища. Ранние рисунки сов в Южной Америке датируются первым веком до н.э. Там совы считались проводником в загробный мир. В парижском Лувре представлен небольшой (высота 5 см) сосуд коринфской керамики в виде совы, датирующийся 7-6 веком до н.э. и служивший для хранения парфюмерии.
Но почему кубки стали делать в виде сов? Какие мифологические или религиозные смыслы они несут? Шааф приводит цитату из работы М. Розенберга «Исследования ювелирного искусства из коллекции Фигдор, Вена» (Studien ueber Goldschmiedekunst in der Sammlung Figdor, Wien): «Своими большими, широко открытыми, можно сказать умными, глазами совы влияли на людей с древних времен. Жители старых, дотроянских культурных поселений создавали свои сосуды для напитков в образе этой птицы. Выбор определялся мотивами религиозными (боязнь ночи), психологическими (немигающий взгляд), культурно-символическими (выпирающая, пузатая форма)».
Далее, размышляет автор, если сова – проводник в загробный мир, то, возможно, что ее изображение должно было предотвращать от чрезмерного употребления алкоголя. Или же такой богато украшенный и репрезентационный сосуд не нес никакой дополнительной символики и просто подносился гостю как «welcome drink», чтобы он мог оценить тонкий вкус хозяина? А может, он означал мудрость, изображалась же сова рядом с Минервой/Афиной, или был символом счастья?
Приведем другую точку зрения. Ее изложил архимандрит Киприан (Керн) в "Антропологии св. Григория Паламы»: «В ненасытимом желании все поглотить наш разум в целях познания сравнивает, ищет новые образы и слова, создает символы, переводит явления внешнего мира на свой язык. Он ищет сродного между явлениями одного и другого порядка; мира внешнего, ему видимого и мира иного, запредельного. Богословие переводит догматы из области чистой метафизики в сферу символов, придавая им особый смысл. Происходит, таким образом символизация этого мира. По отношению к Богу, к Абсолютному все соотносительно, но Сам Абсолют неадэкватен ни с чем. Символ создается не анализом понятий, а непосредственной интуицией. Художественный или пророческий ум всматривается в то или иное явление и находит в нем что то сродное из другого мира, находит его символ. Этот символ входит в язык художника или богослова-пророка. Этими символами полна Псалтир, вещания пророков, гимнография Церкви, как Восточной, так и Западной, вся церковная иконография. Все песнописатели Православной Церкви, – св. Иоанн Дамаскин, св. Косьма Маиумский, преп. Андрей Критский и других множество, создали в церковном обиходе ту область аллегорий, тот язык типов и символов, те образы, которыми Церковь говорит и дышет. Как цветные стекла готических соборов, как миниатюры древних часословов и псалтирей, они украшают страницы наших богослужебных книг.
Катакомбы полны символических изображений Христа и Церкви. Заимствованные вo многом из Евангелия, а отчасти созданные поэтическим религиозным вдохновением самих христиан, эти символы перешли на страницы наших миней, октоиха и триодей. Добрый Пастырь, птица пеликан (славян: «неясыть» [неясыти – род семейства совиных]), львенок (славян: «скимен»), виноградная лоза, – символы Христа».
Словом, единого ответа на вопрос, почему кубки создавались в виде сов, нет. Каждый решает, какая версия ему ближе, самостоятельно.
Вы читаете канал музея-заповедника «Александровская слобода», известного как #МузейИванаГрозного.
Александровский кремль – это не просто точка на географической карте. Это – уникальный дворцово-храмовый ансамбль XVI в., в котором размещалась резиденция первого русского царя, на 17 лет (1564-1581) ставшая столицей России. Кровавые события опричнины и борьба за объединения русских земель, зарождение книгопечатания и тайна смерти царевича Ивана, судьба исчезнувшей царской Либерии и семейные драмы Ивана Грозного – все это «Александровская Слобода» с ее белокаменными дворцовыми палатами, Домовым храмом Ивана IV, многочисленными историческими и художественными выставками. Ноу-хау музея – разнообразные анимационные программы и творческие экскурсии-занятия, на которых каждый посетитель становится участником действа и которые пользуются огромным успехом у российских и иностранных туристов.