Найти в Дзене

От Мадонны до Лилит

Наверное едва ли не первое, с чем ассоциируется Викторианская эпоха сегодня - это чопорные, застегнутые на все пуговицы старушки, и якобы произнесенная самой королевой фраза о том, что во время любовных свиданий с мужем она "закрывает глаза и думает об Англии". Не даром символом эпохи стали стоящие на камине восковые цветы, даже их ставили на салфетку и заботливо накрывали клошем - никакой открытости, только благопристойность. И, тем не менее, Прерафаэлизм с его яркой эмоциональностью и неприкрытой сексуальностью женских образов родился именно тогда.

Юность Девы Марии. Данте Габриэль Россетти
Юность Девы Марии. Данте Габриэль Россетти

В этом нет ничего удивительного у Викторианского мира было два полюса взаимоисключающие и невозможные друг без друга. Одной стороной медали был мир почтенных буржуа, где супруги спали в раздельных комнатах, полы застилали коврами, мебель - чехлами, столы - скатертями, полки - салфетками, на которые и ставили вышеупомянутые цветы. В этом мире не было ничего случайного: подушки, шкатулки, салфетки и ковры предназначались отнюдь не для декора - это была одежда для интерьера. Даже полы, стены и диваны не имели в этом мире права быть голыми.

Идеалом женственности этого мира была Мадонна - благочестивая Дева Мария, которая даже ребенка родила "не изведав греха". Разумеется повторить ее жизненный опыт было не возможно, но хорошая девушка из приличного дома должна была как можно меньше походить на живое существо и как можно больше на бесплотную тень. Хрупкое телосложение, печальное лицо, огромные, потупленные долу глаза - торжество духа над плотью.

Паоло и Франческа да Римини. Данте Габриэль Россетти.
Паоло и Франческа да Римини. Данте Габриэль Россетти.

Но жизнь большинства англичан была далека от традиций и быта почтенных аристократов и буржуа. Крестьяне, рабочие и ремесленники жили в тесных домишках, где в одной - двух комнатах подчас ютилась семья из девяти человек. Кровать была редкостью - спали вповалку на матрасах с соломой, уложенных прямо на полу. Дети бедняков не нуждались в сексуальном просвещении - тут вся жизнь была на виду. Юные страсти просыпались рано и чахоточные красотки были не в чести. Тут и так боролись за жизнь каждый час и в красавицы попадали те девушки, которые были здоровее и бойче. Их воплощением можно считать Леди Лилит Данте Габриэля Россетти, для которой позировала Фанни Корнфорт. (Более подробно об отношениях натурщицы и художника можно прочитать тут).

Реальная жизнь ютилась где-то посередине. Благочестивые джентльмены, покидая дома своих благопристойных невест, направлялись в бордели, а, успевшие получить куда более продвинутое сексуальное образование, горничные давали советы приличным господским дочкам. Жизнь не щадила ни тех, ни других. Средняя продолжительность жизни в Викторианской Англии составляла от 45 до 53 лет, женская красота увядала и того раньше. Но Прерафаэлиты сохранили для нас на своих картинах оба "полюса красоты" своего времени и увековечили не мало красавиц.