Дальние перемещения людей на протяжении истории быстро стираются со временем, но могут быть восстановлены путем изучения генетического строения организмов, путешествующих вместе с ними. Филогеография западной домашней мыши (Musculus domesticus), которая в настоящее время широко распространена по всему миру и непосредственно является результатом перемещениями (в первую очередь) европейских людей, оказалась особенно информативной в ряде последних исследований.
Географическое распределение генетических родословных в этом регионе соразмерно связано с движениями железного века в Средиземноморском регионе и Западной Европе, обширной морской деятельностью викингов в 9-11 веках и колонизацией западноевропейскими странами удаленных материковых массивов и островов начиная с 15 века.
Ко-филогеография людей и их близких соратников
Генетические маркеры могут использоваться для отслеживания колонизации и демографической истории организмов путем приведения их генеалогии в соответствие с географическими и временными рамками. Этот подход известен как филогеография и, в случае нескольких организмов, "сравнительная" филогеография может быть использована для вывода общих историй. Для описания тесной связи между колонизацией и демографической историей организма и его паразитами впервые использовалась ко-филогеография - особый случай сравнительной филогеографии.
В данной статье этот термин расширен на более широкий круг организмов, которые, благодаря своей тесной связи с человеком, имеют общую историю колонизации, включая организмы, эксплуатируемые человеком (например, домашние животные и растения), а также эксплуатирующие человека (например, патогены, паразиты, вредители).
Именно перемещая эти организмы вокруг себя, люди создают общую историю колонизации.
Когда генетический анализ ассоциированных с человеком видов действительно выявляет общую историю, их можно рассматривать как исторические "приблизительные", и филогеография этих видов может восполнить пробелы в наших знаниях и понимании перемещения людей и демографической истории.
Биопроксирование в историческом заключении
Большая часть наших знаний о человеческом прошлом происходит из документальных свидетельств, анализа материальных артефактов и других следов человеческого образа жизни, а также интерпретации человеческих останков. В последнее время важные сведения о колонизации и демографической истории человечества были получены в результате генетических (филогеографических) исследований как современного человека (с использованием современной ДНК), так и археологических останков (с использованием древней ДНК), таких как первоначальная колонизация Америки и недавняя колонизация Скандинавии.
Подобно материальным артефактам, биопроксы можно рассматривать как "живые артефакты" - организмы, взятые на место и оставленные там людьми, перемещающимися между местами, - артефакты с (потенциально огромным) информационным содержанием, зависящим от глубины анализа геномов организмов.
Категории биопроксисов
Биопроксии можно разделить на три основные категории, представляющие многие виды, используемые в филогеографических исследованиях: домашние животные (и другие целенаправленно переносимые организмы), соразмерно (непреднамеренно переносимые организмы) и патогены и паразиты.
В ходе многочисленных филогеографических исследований современных и археологических образцов изучались центры одомашнивания различных видов и распространение этих домашних животных (например, овец Ovis Orientalis, крупного рогатого скота Bos primigenius, винограда Vitis vinifera и кукурузных маиса Zea Mays). Эти исследования выявляют не только аспекты распространения сельского хозяйства, но и миграцию людей людьми, которые прислуживали вместе с ними. В качестве примера можно привести исследования на свиньях (Sus scrofa), изучающие распространение неолита по Европе и колонизацию Океании человеком. Однако при интерпретации генетических данных по сохранившимся породам и сортам необходимо проявлять осторожность, поскольку события, связанные с замещением (появлением новых пород людей), могут стереть с лица земли ранние события колонизации, хотя первоначальные колонисты могут выжить в диком состоянии.
Одомашненные животные - не единственные эксплуатируемые виды, которые могут выступать в качестве биопрокси.
Термин "соразмерный" имеет различное применение, но здесь описывается целый ряд видов, которые используют среду обитания и источники пищи вокруг человека (особенно жилища и близлежащие районы) и легко транспортируются человеком.
Интересно, что некоторые соразмерные биологические модели являются важными, особенно плодовые мухи, крысы и мыши; предположительно, их соразмерность делает их заметными и доступными для людей. Предшественники лабораторной плодовой мухи и крысы, Дрозофила меланогастер и Раттус норвегикус, в основном перемещались людьми за последние 200-300 лет, и поэтому имеют ограниченную ценность в качестве биопроксирования для истории человечества. Однако другие соразмерные крысы, включая судовую крысу, R. rattus, и в частности тихоокеанскую крысу, R. exulans, представляли в этом отношении больший интерес. Хотя R. exulans, как и свиньи, живет вблизи жилых домов, как и ожидалось для типичных соразмерных, он, возможно, сознательно перевозился полинезийцами в качестве пищи.
Однако филогеографические данные (митохондриальная ДНК) о древних и современных образцах свиней и экзуланов дают разные перспективы: первая соответствует классической модели колонизации Океании одним распространением лапитского народа, а вторая соответствует модели множественного внедрения и, следовательно, множественных волн колонизации людьми.