Крещение Руси в десятом веке ознаменовало собой начало новой эры в развитии молодого Русского государства и положило конец эпохе поклонения языческим богам. Новый христианский бог не терпел соперников и его новообращенные последователи, сокрушали старые святыни с неимоверным воодушевлением и усердием. Бунтующие радетели за дедовскую веру были беспощадно уничтожены, капища сожжены, казалось сама память о языческих богах канула в лету. Однако и христианский бог не мог оставаться единственным существом в мифологической вселенной христианства . Почитание множества святых, наделенных строго определенными функциями, сделало христианство такой же политеистической религией как и язычество. Какие бы формулы и спекуляции не использовали христианские богословы для обоснования поклонения святым угодникам , факт остается фактом . Языческие боги, сменив свои имена на имена христианские, стали неотъемлемой частью новой религии. Так произошло с Перуном , в народной среде, среди христиан толком не знавших святого писания, громовержец стал Ильей пророком, одним из самых почитаемых святых на Руси. Чтобы понять почему именно к этому святому перешли функции громовержца, нам необходимо коснуться биографии святого Ильи пророка. Он жил и проповедовал в древнем Израиле за девять веков до рождения Христа. Проповедь Ильи звучала во времена царствования Израильского правителя Ахава, легко поддающегося влиянию жены финикиянки, решившей учредить в Израиле культы финикийских богов Ваала и Астарты. Предание гласит, что истинные ревнители благочестия были изгнаны из страны, и при дворе Ахава был учреждён штат жрецов Ваала. Илья яростно выступил за чистоту библейской веры, обрушившись с гневными обличеньями на поклонников иноземных богов. Илья вызвал языческих жрецов на поединок, с целью выяснить чей бог сильнее. Бог внял молитвам Илии и свел огонь с неба, воспламенив жертвенную вязанку хвороста, жрецам же Ваала не удалось зажечь свой хворост. Илия, тут же, собственноручно казнил, проигравших в состязании язычников. Нам важен в этой истории момент схождения небесного огня на землю . В данном случае , легко получается провести аналогию между действиями Перуна, поджигающего ударом молнии деревья и действиями библейского пророка зажигающего хворост при помощи небесного огня. Так же среди деяний Илии известны чудеса удержания бездождия и разделение вод Иордана милостью ( плащом из овчины), поэтому крестьяне считали пророка повелителем дождя и водной стихии вообще. Вторым сближающим фактом можно считать момент, когда Илия был взят живым на небо . Что интересно, такие воззрения характерны как для иудаизма так и для христианства : " вдруг явилась колесница огненная и кони огненные, и разлучили их обоих ( с учеником Елисеем), и понесся Илия в вихре на небо ". (4Цар. 2:11). Легко представить себе новообращенного русского человека, которому священник читает этот отрывок из " Царств ". Мозг вчерашнего язычника , неминуемо проводит параллель между христианским святым и Перуном , который разъезжает по небу в огненной колеснице и проявляет свой необузданный характер в грозовом вихре. Библейское повествование о вознесении Илии на небо породило представление, что он не умер и должен вернуться перед вторым пришествием Христа а пока же пребывает на другом небе, отличном от того где правит Бог. Такое разграничение неба одного от неба другого, характерно именно для народной среды, где более явно проявлялись языческие пережитки. Народ четко отделял вотчину Илии пророка от неба подвластного христианскому Богу.
Иконографическое изображение Илии пророка наводит нас на некоторые размышления. В течении нескольких столетий, иконописцы изображали, именно, сюжет " Огненного восхождения Илии на небо ". Иконы этого цикла показывают пророка суровым и грозным, таким же он предстает и на лубочных картинках, имевших широкое хождение среди простого народа. Эпитеты которые давал Илие народ, указывают на связь ветхозаветного пророка с грозой и дождём . " Сердитый " , " страшный " , " огненный ", " могучий " , " тученосный " , " громовой " вот только некоторые прозвища пророка среди русских крестьян. Величая так Илью, народ вместе с тем надеялся на его защиту и покровительство. Воздавая должные почести, принося жертвы, соблюдая определенные запреты, люди надеялись на то что Илия не обделит своей милостью, и не оставит в беде.
Если государственная религия изображала Перуна покровителем Князя, воином защищающим закон, то народные верования прочно ассоциировали образ громовержца, а в дальнейшем Илии пророка с плодородием земли , дождями дающими богатые всходы и сулящими обильный урожай. Благодаря особой популярности святого Илии среди простого народа, сохранились фольклорные сказания, народные песни , апокрифические легенды, главным героем которых выступает Илия пророк. Анализируя такие памятники народного творчества мы можем почерпнуть немало информации об языческой предыстории культа святого Илии. Связь с громом и молниями предопределила его роль в мифопоэтических текстах и представлениях, как змееборца, унаследованную им от своего языческого предшественника. Так по народным поверьям огненные или каменные стрелы Илии направлены против змеев и нечистой силы. Московские крестьяне считали, что поражённая ударом молнии нечисть проваливается сквозь землю и может выбраться обратно, на свет божий, только через семь лет. Чтобы скрыться от преследований святого Илии нечисть прячется под деревьями, в камнях, оборачивается змеями и рыбами в водоемах. Считалось, что в Ильин день, нечисти в воде становится особенно много, поэтому сохранился запрет на купание в этот день . В народе бытовал запрет громко кричать и петь в Ильин день. Считалось что нечисть, привлечения криком, может проникнуть через рот и овладеть человеком. Нельзя было креститься после удара грома, так как черт мог спрятаться под крёстным знамением, а как известно молния в крест не ударит. Вместе с тем существовало поверье, что Илия пророк, преследуя нечистую силу, может убить невиновного человека. Отсюда, бытовало народное представление, что убитые молнией непременно попадают в рай. Нечистая сила могла превратиться в кошек и собак, поэтому во время грозы крестьяне не пускали животных в дом, закрывая двери и завешивая окна. Сербские песни наделяли Илью-пророка молнией и громом, а при разделе мира ему достались " мунье и стрийеле " ( молния и стрелы), почему сербы и называли его громовником ; он запирает облака и посылает за людские грехи засуху на землю. Те же верования связывали с Ильей-пророком и другие народы. Осетины даже приносили ему жертвы, что говорит о явном языческом корне культа святого Ильи. Об убитом молнией они говорили : Илья взял его к себе и чествовали труп убитого . В некоторых местностях России Илью представляли в мантии огненного цвета, в красной шапке на голове и с мечом, на острие которого горит пламя. В данном случае речь выступает не как воинское оружие, а как атрибут правосудия и справедливой кары за грехи.
В духовных стихах легендах Илья Пророк провозглашается установите лем святого Божьего закона на земле. Не случайно в народе об Илье говорили : " Илья — это гнев Божий " , " Илья пророк вершит суд Божий , несёт гнев Божий ". Как и языческий громовержец Перун, Илья пророк, был связан в народных представлениях именно с правосудием. Ведь и до принятия христианства, война не была основным функциональным занятием Перун . Этот факт и подтверждается средневековым фольклором, где Илья- пророк всегда показан проводником воли Божьей и судьей над людскими грехами, но не воином. С нечистой силой и чертями, он т борется, наказуя их за греховность. В старообрядческих духовных стихах , сохранивших особенно древние пережитки языческой веры, святой Илья это прежде всего суровый судья призванный нести кару божью для грешников :
У нас было на сырой земле —
Предварительно такие чудеса :
Растворились седьмые небеса ,
Сократились золотые колеса ,
Золотая , ещё огненные .
Уж на той колеснице огненной
Над пророками пророк , сударь , гремит ,
Наш батюшка прокатывает ,
Утверждает он святой Божий закон .
Под ним белый , храброй конь ;
Хорошо его конь убран ,
Золотыми подковами подкован.
Уж и этот конь не прост :
У добра коня жемчужный хвост ,
А гривушка позолоченная ,
Крупным жемчугом унизанная ;
В очах его камень-маргарит ,
Из уст его огонь-пламень горит.
Кроме функции громовержца Илье в народе приписывали роль " хозяина дождя " и вообще " хозяина над всей водой ". В народе считалось что Илья-пророк ездит по небу за водой, и если пошел дождь, считалось, что он расплескалась воду из полной бочки, а если дождя нет, а только гремит гром, значит он возвращается с пустой бочкой. В 19 веке на Смоленщине считали, что Илья-пророк развозит по небу воду для святых и , если расплескать немного , так на земле идёт дождь. А зимой, когда не бывает дождя с грозой , святые сидят без воды. Владимирская легенда повествует о крестьянине , решившему узнать , от чего идёт дождь. Для этого он залез на небо и увидел : Илья-пророк разъезжает на своей колеснице, и от её движения происходит сильный гром, а из под копыт огненных коней вылетают искры, превращаясь в молнии. Небо в древности считалось медным и поэтому колесница святого катящаяся по нему и создавала столько шума, а копыта коней ударяя по металлу высекали целые снопы искр. Дождь же на земле идёт, когда Илья подъезжает к огромному чану с водой, черпает из него ковшом и льет воду на землю.
Однако, в народной среде, Илья-пророк считался, прежде всего, покровителем плодородия земли и, большинство крестьянских молитв, возносились к нему с просьбой о богатом урожае. Весьма показательными в этом отношении являются, по сути языческие обряды, которыми сопровождалось празднование дня Ильи-пророка во всех уголках нашей страны. Основным моментом праздника были Ильинские братчины, смысл которых состоял, в заклании жертвенного быка и совместной трапезе . Такая традиция уходит корнями к древним языческим ритуалам поклонения Перуну и связана с культом плодородия. Принося общую жертву, земледельцы надеялись получить богатый урожай в следующем году , а также повысить плодовитость домашних животных и, в первую очередь, крупного рогатого скота, являвшегося основой крестьянского благосостояния. Бык как жертвенное животное был известен как у южных славян, например у сербов, так и на Русском Севере, в Нижегородской, Пензенской и Орловской губерниях. В Ильин день собирали мужскую скотоводческая братчину, закалывали быка, которого выкармливали всей общиной, съедали его сообща или раздавали его мясо и сохраняли кости , приносившие , по народному поверью, удачу в следующем году. Полагали, что заклание жертвенного быка " красного цвета " во славу Ильи-пророка, обеспечит ясную погоду во время жатвы и сенокоса.
Другой святой православной церкви взял на себя воинскую функцию Перуна-громовержца. Этим святым стал Георгий Победоносец или Егорий Храбрый. Всем известно его иконографическое изображение верхом на коне, поражающего змея копьём. Такой образ совершенно не характерен для христианского святого и корнями уходит в глубину тысячелетий, отсылая нас к временам расселения индоевропейцев. Сюжет борьбы громовержца со змеем, как мы уже говорили, обыгрывается во всех мифологических системах европейских народов. Именно, миф о борьбе громовержца со змеем является одним из самых популярным с древнейших времён и до наших дней, став архетипическим выражением идеи борьбы добра со злом, где добро непременно побеждает. Пережив языческую веру на много столетий, он вошёл в христианскую мифологию, став ее неотъемлемой частью, иконографические изображение так же перешло с языческих фресок на христианские иконы практически не претерпев изменений . На Руси культ святого Георги начал распространяться сразу же после принятия христианства . Пришел он на Русь прямиком из Византии , хотя получил большую популярность и в западной Европе , где его изображение часто можно встретить на гербах. В отечественной иконографии , изображение святого борющегося со змеем встречаются начиная с начала двенадцатого века . При Иване 3 в 1464 году скульптурный образ святого Георгия был помещён над въездными воротами главной башни Московского кремля . Об этом событии сообщает Ермолинская летопись , составленная по заказу купца и подрядчика Василия Ермолина , " предстательством" которого и был установлен этот скульптурный образ.
Интересно, что к воинственному, ветхозаветному пророку Илие, собственноручно казнившему, побежденных пророков Ваала , перешли от Перуна функции судьи и подателя плодородия, а к христианскому святому- мученику Георгию, функция воинская . Понятно, что Георгий, на момент принятия христианства, служил в Римской армии и был воином, но умер то он мученической смертью без оружия в руках. Само имя святого, Георгий, переводимое как земледелец, казалось бы не совместимо с войной ( напомним что биография святого носит легендарный характер, а имя персонажа легенды, обычно , наделяют особым смыслом ) . В первоначальной версии легенды " Чудо Георгия о змие " ничего не говорится об убийстве дракона. Святой Георгий при помощи божьего слова лишь усмиряет змия, оставляя его в живых. Получается интересная ситуация, когда святой не прославившийся ратными подвигами и даже не убивший, а уговоривший дракона, вдруг становится покровителем воинов. Видимо произошла путаница, когда новообращенные язычники переосмыслили и дополнили образ христианского святого , так , что он стал похож на главного героя их излюбленного мифа о борьбе громовержца со змеем . Таким образом христианин , принявший мученическую смерть за веру , стал больше похож на могучего Перуна , убивающего дракона. Это только одна из граней образа святого Георгия, так как он вобрал в себя не только качества и атрибуты присущие громовержцу , но и стал воплощением народных представлений о солнечном боге– покровителе плодородия. Однако об этом разговор ещё впереди и мы к нему ещё вернёмся.