Многие знают, но большинство людей да же и не подозревают, что огромные по своим размерам ДОТ на «Линии Сталина», а прежде всего на «Линии Молотова» являются монолитнолитыми.
Да именно двухэтажными монолитами с толщиной стен до 170 см и множеством внутренних перегородок, технологических проемов и предустановленных при заливке элементов оборудования.
При отливке ДОТа не допускалось образования слоев в бетоне и бетонирование всего сооружения, да же если оно двухэтажное, велась непрерывно. Бетонировать начинали с пола первого этаже, после чего по мере продвижения заливки выше собирали опалубку верхнего – второго этажа.
В опалубку сразу вставляли металлические косяки дверей и прежде всего броневые короба систем вооружения. Но монтаж коробов происходил только при их наличии в строительстве, так как советская промышленность не только не поспевала за строительством бетонных коробок, но например установка Л-17 была принята на вооружение в декабре 1939 г. когда построенные под нее артиллерийские полукапониры в УРах «Линии Сталина» уже консервировались до лучших времен в связи с переносом строительства на «Линию Молотова».
На «Линии Молотова» для реализации было принято большее количество типовых сооружения чем на «Линии Сталина» (собственно типовыми были 100% сооружения) и многие из переработанных проектов 1938 г. стали больше. Были добавлены дополнительные казематы и амбразуры для увеличения секторов обстрела и самообороны. Но были и упрощенные проекты лишившиеся части вспомогательных помещений.
Работы на «Линии Молотова» шли стахановскими темпами. Сооружения бетонировались ежедневно и на всем протяжение новой государственной границы в 13 УРах.
Работы по бетонированию велись круглосуточно и в любую погоду. Многие сооружения как и на линии старой границы изначально бетонировали без броневых амбразурных узлов, а потом по мере поступления установок ДОТы получали штатные системы.
Но мой сегодняшний пост, был назван «Половинка от бункера» и он именно о половинке ДОТа. Таких бункеров на «Линии Молотова» автор встречал несколько и еще несколько в чуть большей степени готовности.
Несмотря на то, что войска вдоль линии государственной границы к 22 июня 1941 года повсеместно приводились в боеготовность, а гарнизоны УРов получили приказ на занятие ДОТ, в ночь на 22 июня стройбаты свою работу не прекращали.
Стройбат не был вооружен, работал по плану, да и время бетонирования такого гигантов как артиллерийский полукапонир составляло по нормативу 36 часов, а потому прервать или перенести время бетонирования особого смысла не было. Будет война, или не будет? А план надо выполнять.
В связи с этим, когда в утренние часы немцы перешли государственную границу, они застали стройбаты на своих рабочих местах за бетонированием очередных ДОТ. Личный состав конечно отступил от линии государственной границы пока бой вели пограничники и передовые армейские части, но их детища так и остались «половинками».
В данном случае артиллерийский полукапонир (АПК) Алитусского УР с двумя установками Л-17 с 76-мм орудиями как у танка Т-34, одной установкой НПС-3 в орильоне с пулеметом система Максима и одной пулеметной установкой ПЗ-39 для ручного пулемета Дегтярева выполнявшей функции обороны входа в сооружение, застыл на середине второго этажа. Амбразурные проемы для всего вооружения уже начали бетонировать, но около 4 часов утра 22 июня 1941 г. работа остановилась навсегда.
Вскоре бетон застыл, а местные растащили все, что плохо лежит, то есть все что не стало монолитом.
Шли годы, вокруг рос лес и ДОТы быстро скрылись в лесной чаще. Соседние сооружения после войны были инвентаризированы и законсервированы советской армией, а «половинка ДОТа» так и осталось половинкой.
Было интересно? пишите комментарии, ставте лайки, подписывайтесь, а я пока сяду за следующий материал.