Найти в Дзене
Памятник Культуры

Чтение формирует мозг. Эксперименты грамоты.

Оглавление
https://unsplash.com/photos/wpi3sDUrSEk
https://unsplash.com/photos/wpi3sDUrSEk

Чтение и письмо - это увлекательное явление для исследований.
Потому что первые письменные системы появились менее 6000 лет назад - мгновение ока в связи с эволюцией человека.

Поэтому центральный вопрос заключается в том, как человеческий мозг справляется с этой сложной задачей?

В настоящее время ученые изучают различия между опытными читателями и неграмотными, а также воздействие недостаточной грамотности на демократию во всем мире.

Чтение и письмо - обычное дело для нас.

Мы с трудом думаем, когда дотягиваемся до ручки, чтобы что-то записать, или до смартфона, чтобы прочитать или ответить на сообщение.

Но это удивительно сложные навыки!

Об этом Фальк Хьюеттиг из Института психолингвистики им. Макса Планка в Неймегене вместе со своими коллегами Режине Колински и Томасом Лахманом пишет во введении к специальному выпуску журнала Language, Cogn & Neuroscience "The effects of literacy on cogn and brain function".

Согласно результатам исследования, мозг должен точно координировать многочисленные перцептивные и мыслительные функции, чтобы читать и писать. К ним относятся основные зрительные способности, фонологическое восприятие, долговременная и рабочая память и многое другое.

По этой причине нам приходится годами тренироваться, чтобы глубоко запомнить и с легкостью овладеть навыками чтения и письма.
Это в свою очередь изменяет
структуру и функции человеческого мозга.

В этом контексте исследования затрагивают два фундаментальных вопроса:

Каковы предпосылки для того, чтобы научиться читать и писать?
Как эта сложная способность влияет на наше восприятие и мышление?

Чтобы найти ответы на эти вопросы, особенно показательны сравнения: различия между хорошими взрослыми читателями и людьми одного возраста, которые никогда не учились читать; и различия между детьми, которые учатся читать легко, и теми, кто испытывает трудности с чтением.

https://unsplash.com/photos/y02jEX_B0O0
https://unsplash.com/photos/y02jEX_B0O0

Плохое чтение приводит к когнитивным недостаткам.

Часто бывает трудно определить, являются ли нарушения (дислексия) причиной или они возникают, потому что лучшие читатели того же возраста обучили эти когнитивные навыки чтению.

Много лет назад Жозе Мораиш из Брюссельского университета обнаружил, что чтение значительно улучшило фонологическую осведомленность, т.е. способность распознавать определенные звуковые структуры речи.

С другой стороны, людям часто бывает трудно различить эти структуры. Джон Ф. Штайн из Оксфордского университета утверждает, что это не причина слабости, а просто побочный эффект.

Сам Фальк Хуэттиг вместе с коллегами из Кайзерлотерна и португальского Фару нашел и другие эффекты, характерные для слабости чтения и правописания, но также наблюдаемые у неграмотных.

К ним относятся восприятие категорий, вербальная кратковременная память, способность повторять псевдослова, быстро называть изображения, цвета и символы или предсказывать, как может продолжаться произнесенное предложение.

Неграмотные люди по-разному анализируют изображения.

Сравнение неграмотных и взрослых читателей снова и снова показывает, как сильно обучение чтению меняет наш мозг.

Дальнейшее исследование, проведенное в Португалии, показало, что неграмотным людям также труднее различать, как выравнивается предмет. Например, молоток, который изображается лежащим по диагонали и голова и ручка которого могут указывать в разных направлениях.

Недостатки, с которыми приходится мириться людям, никогда не имевшим возможности научиться читать и писать, могут быть угаданы только опытным читателем.

Одной из областей, которой до сих пор уделялось мало внимания, является когнитивное тестирование, которое врачи используют для обследования пожилых людей на предмет начала слабоумия.

Греческий исследователь Мэри Х. Космидис отмечает, что эти тесты предназначены для грамотных людей.

Проверяемые навыки часто обучают чтению и письму. Поэтому результаты тестов для неграмотных, скорее всего, будут искажены.

Среди пожилого населения Европы все еще есть люди, которые де-факто не умеют читать и писать.

https://unsplash.com/photos/5CoOYSxILSw
https://unsplash.com/photos/5CoOYSxILSw

Чтение является основой для принятия демократических решений.

По данным ЮНЕСКО, 15% населения мира все еще неграмотны.

Это ограничивает не только их, но и человечество в целом, как объясняет Жозе Мораиш из Брюссельского университета.

Он утверждает, что грамотность не заканчивается тогда, когда дети и молодые люди научились читать. А оказывает длительное и глубокое воздействие на их мышление и знания.

Навыки грамоты являются необходимым условием для анализа сложных проблем, обмена идеями и критического мышления.

Это позволяет проводить информированные общественные дебаты и принимать значимые коллективные решения.

Чем лучше люди обучены чтению, тем лучше они могут контролировать общественные дела и вносить свой вклад в построение подлинно демократического правительства.

Наука
7 млн интересуются