Найти в Дзене

Советский средней танк Т-44(Объект 136)

Оглавление
Фотография из открытого источника
Фотография из открытого источника

Тактико-технические характеристики:

  • Разработчик: Александр Александрович Морозов
  • Годы производства: 1944—1947
  • Годы эксплуатации: 1945 — конец 1970-х
  • Количество выпущенных: 1823 штук
  • Компоновочная схема: классическая
  • Экипаж: 4 человека

Размеры, вес:

  • Длина корпуса: 6.07 метра
  • Длина с пушкой вперёд: 7.65 метра
  • Ширина корпуса: 3.18 метра
  • Высота: 2.41 метра
  • База: 3.80 метра
  • Колея: 2.63 метра
  • Клиренс: 0.42 метра
  • Вес: 31.8 тонн

Броня:

  • Тип брони: Стальная литая и катаная

Вооружение:

  • Калибр и марка пушки: 85-мм ЗИС-С-53 обр. 1944 года
  • Тип пушки: нарезная пушка
  • Боекомплект пушки: 58 зарядов
  • Прицелы: телескопический ТШ-16
  • Пулемёты: 1х7.62-мм ДТМ

Двигатель:

  • Тип двигателя: В-44
  • Мощность двигателя: 500 лошадиных сил

Скорость, подвеска:

  • Скорость по шоссе: 60 километров/час
  • Скорость по пересечённой местности: 30 километров/час
  • Запас хода по шоссе: 250 километров
  • Запас хода по пересечённой местности: 200 километров
  • Удельная мощность: 15.6 лошадиных сил на тонну
  • Тип подвески: индивидуальная торсионная

История создания и интересные факты

В 1942 году, в Нижнем Тагиле под руководством главного конструктора Александра Морозова и начальника ОКБ Николая Кучеренко, был спроектирован и построен средний танк Т-43. Идея была такова, повысить защищенность среднего танка, но при этом не увеличивая вес самого танка.

Предполагалось, что средний танк Т-43, заменить средний танк Т-34. Но спроектировали средний танк ОКБ, в инициативном порядке. Хотя большинство узлов и деталей были использованы от среднего танка Т-34, ввод в серию потребовал бы, достаточно продолжительное время, что в корне не устраивало наркомат обороны. Тем более новый средний танк хоть был сделан с торсионной подвеской, особых преимуществ не показал.

Так же временно приостановить разработку нового среднего танка, приказал Иосиф Виссарионович Сталин, потребовав сконцентрировать конструкторов ОКБ на улучшении среднего танка Т-34. Что с успехом было сделано и представлено под обозначением Т-34-85. Когда положение на фронтах Великой отечественной войны начало выправляться, конструкторы решили возобновить разработки среднего танка Т-43. Требования к новой машине от наркомата обороны были стандартны. Усиление вооружения и мощности танка, но без увеличения массы и габаритов танка.

В конце 1944 года на вооружение был принят средний танк Т-44. Танк был существенным шагом вперед. Для усиления защиты одного утолщения броневых листов мало, опыт боевых действий показал, что наиболее слабые места в лобовой проекции среднего танка, это турель пулемета и люк механика-водителя. То есть для лучшей защищенности, броневой лист нужно сделать монолитом. С пулеметом оказалось все проще, опыт боевых действий показал следующие. Прицеливание и ведение огня на ходу представлялось весьма сложно, так что место стрелка в танке упразднили. Пулемет дистанционно приводил в действие механик-водитель, сам пулемет находился в танке и был жестко фиксирован.

Оставалась проблема с люком механика-водителя. На первый взгляд люк механика-водителя тоже можно убрать (механик-водитель попадает в танк, через люки в крыше башни), но тогда в случае экстренного по кидания машины, шансов спастись у него практически не оставалось. Коллективным решением конструкторов, люк механика-водителя установили на верхнем листе корпуса, с левой стороны перед башней. Это представилось возможно благодаря тому, что башню танка сместили ближе к середине, чего не было на среднем танке Т-34. Сдвинуть башню танка представилось возможным благодаря развороту двигателя, в кормовой части башни, его попросту развернули и установили поперек корпуса, что дало так нужное свободное пространство спереди танка.

Расположить двигатель по-новому, по-способствовала, новая торсионная подвеска, по той же причине силуэт танка стал ниже, что так же положительно влияло на защиту танка. Толщина броневых листов среднего танка Т-44, по сравнению с предшественником, средним танком Т-34, увеличилась в два раза.

Средний танк Т-44, является танком переходного периода, неким связующим звеном между довоенными танками и после военными машинами. Компоновочная схема танка, легла в основу многих (если не всех) последующих средних танков Советского Союза, но в конечном итоге классификации по массе танка в Советском Союзе откажутся, так как будет введено новое понятие. Основной танк.

В конце зимы 1944 года заводом №183 было произведено два опытных танка на базе Т-44. Первый Т-44-122, оснащен 122-мм орудием Д-25Т-44. Второй Т-44-85, оснастили 85-мм орудием Д-5Т. Было переработано и увеличено боевое отделение, но с 122-мм снарядами, места в боевом отделении оказалось мало, да и боекомплект танка составлял всего 23 выстрела. В серию ни один из опытных образцов не пошел. Всего за период с ноября 1944 года по август 1947 года было произведено в общей сложности 1823 экземпляра танка Т-44.

На базе среднего танка Т-44, в разное время производились самоходные артиллерийские установки такие как:

  • СУ-100М-2 — проект САУ с 100-мм пушкой Д-10С
  • СУ-100-44 «Гром-1» — проект САУ с 100-мм пушкой Д-10С
  • СУ-122-44 «Гром-2» — проект САУ с 122-мм пушкой Д-25С
  • СУ-101 «Уралмаш-1» — опытный образец САУ с 100-мм пушкой Д-10С
  • СУ-102 «Уралмаш-1» (СУ-101М) — опытный образец САУ с 122-мм пушкой Д-25-44С
  • БТС-4 — танковый тягач

Данная статья в нашей энциклопедии

Наш канал на видео хостинге YouTube.com

Будем рады если вы подпишетесь на наш канал, оцените статью и оставите свой комментарий! До новых встреч на нашем канале друзья!