Найти в Дзене
Александр Луканин

Самый большой. Iowa vs Yamato

Оглавление

Всем доброго времени суток. В инете сегодня встречаются статьи, где звание "самого большого линкора в мире" приписывается американским линкорам класса "Айова". Но ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ли американцы - "самые большие"?

Линкор Missouri
Линкор Missouri
Линкор Yamato
Линкор Yamato

Как аргумент в адрес "Айовы" выдвигается большая длина, скорость и лучшее оснащение, чем у японца. Предлагаю разобрать этот вопрос и, так сказать, расставить точки над "i" в вопросе "кто самый большой в мире".

Предыстория.

Класс Iowa

Iowa. Красиво идёт, конечно)
Iowa. Красиво идёт, конечно)

Проект быстроходного линкора разрабатывался в США ещё в 30-ых годах, однако в то время действовал Вашингтонский лимит - 356-мм главный калибр и 35 000 тонн стандартного водоизмещения - чего для создания сбалансированной единицы было явно недостаточно. После выхода Японии из договора, лимит был расширен до 406-мм и 45 000 тонн. Окончательный вариант базировался на проектах "Северная Каролина" и "Южная Дакота", однако в задачи линкора включили сопровождение быстроходных авианосных соединений, то есть требовалась скорость более 30 узлов (у предшественников - 27,5). Одновременно новые корабли должны были проходить через Панамский канал, что диктовало ограничения на размеры кораблей. Длина корабля была увеличена до 270 метров, а мощность силовой установки увеличили почти в два раза (до 212 000 л.с.). После этих изменений корабли превысили и 45000-тонный лимит, кроме того посчитали что прирост водоизмещения 25% на всего лишь 6 узлов скорости - не рационально, решили заменить 406-мм/45 орудия на более мощные 50-калиберные. Старые орудия для недостроенных ЛКР типа "Лексингтон" не подошли из-за большого веса, поэтому для "Айов" было разработано более лёгкое и современное 406-мм орудие Мк7 с длиной ствола 50 калибров. К постройке планировалось 6 кораблей данного типа, однако в строй вошли только 4, два других достроены не были в связи со сменой приоритетов в пользу авианосцев.

Четвёрка в сборе
Четвёрка в сборе
Линкор Iowa
Линкор Iowa

Класс Yamato

Yamato
Yamato

Проект разрабатывался в 30-ых годах в рамках "индивидуального превосходства над противником" в попытке Японии компенсировать количественное преимущество флота США в линкорах. В ходе проектирования рассматривались различные варианты вооружения, калибр колебался от 410 до 480 мм, в итоге японцы сочли 480-мм слишком громоздким, а 410-мм - недостаточно мощным, и остановились на калибре 460-мм. Чтобы сбить потенциальных шпионов и разведчиков с толку, японцы тщательно укрыли от "любопытных взглядов" доки, в которых суперлинкоры строились, также финансирование распределили по разным проектам, чтобы огромная стоимость не бросалась в глаза, каждого рабочего на входе и выходе сравнивали с фотографиями, даже рабочие не получали полного доступа ко всей информации о проекте. В итоге до самого конца войны американцы ошибочно считали, что главный калибр линкоров типа "Ямато" 406-410-мм, а водоизмещение - 45 000 тонн. К постройке планировалось 4 линкора, но началась война и после постройки двух кораблей строительство третьего было отменено, а четвёртый вообще не закладывался.

Главный калибр Yamato
Главный калибр Yamato
Линкор Yamato на достройке
Линкор Yamato на достройке

Характеристики.

Класс Iowa

-9

Полное водоизмещение - 57 540 тонн

Длина - 270,4 метра

Ширина - 33 метра

Осадка - 11 метров

Вооружение: главный калибр - 9 406-мм/50 орудий Mk7 в трёх башнях; универсальный калибр - 10 спаренных 127-мм/38 орудий Mk12; зенитная артиллерия - 20 счетверённых 40-мм автоматов Boffors Mk1; 49 20-мм зенитных автоматов Erlikon Mk2/3/4

Авиационная группа - 3 самолёта

Бронирование: главный пояс - 307 мм; башни главного калибра - 184-432 мм; палуба - 153 мм; боевая рубка - 102-440 мм

Мощность силовой установки - 212 000 л.с.

Максимальная скорость - 32,5 узла

Автономность - 15 000 миль на скорости 15 узлов

Класс Yamato

-10

Полное водоизмещение - 72 808 тонн

Длина - 263 метра

Ширина - 38,9 метра

Осадка - 10,9 метра

Вооружение: главный калибр - 9 460-мм/45 орудий 40-SK Type 94 в трёх башнях; вспомогательный калибр - 6 155-мм/60 орудий Type 3; зенитное вооружение: 12 спаренных 127-мм/40 орудий Type 89 в открытых и башенных установках; 50 строенных и 2 одинарных 25-мм/60 зенитных автомата Type 96

Авиационная группа: 7 самолётов

Бронирование: главный пояс - 270-410 мм; башни главного калибра - 190-650 мм; палуба - 200 мм; боевая рубка - 300-500 мм

Мощность силовой установки - 153 550 л.с.

Максимальная скорость хода - 27,5 узла

Автономность: 7200 миль на скорости 16 узлов.

Вердикт.

Как видим, звание "самого большого в мире" линкора по праву принадлежит именно "Ямато". В определении размеров корабля главный параметр - ВОДОИЗМЕЩЕНИЕ, и оно у японца на 15 тысяч тонн больше. По числу стволов артиллерии и толщине брони так же первенство за "Ямато". Вместе с тем, "Айова" превосходит "Ямато" в скорости, дальности хода и оснащению (радары, снаряды с бесконтактным РЛ-взрывателем и тд), так что в плохих условиях видимости преимущество получал американец. Ещё раз подчеркну, достоинств "Айовы" никто не отрицал, но постольку поскольку спор шёл именно про РАЗМЕРЫ - думаю, не надо подсказывать, кто здесь "самый большой в мире". Казалось бы - американцы со своим богатством просто обязаны были выкатить линкор посерьёзней... ан неееет, не всё так просто оказалось. Панамский канал ограничивал размеры кораблей - 297 метров длины, 33 метра ширины и 12 метров осадки. "Айова" уже с трудом помещалась в Панамский канал (при водоизмещении 57 540 тонн), более серьёзная "Монтана" водоизмещением 70 500 тонн туда просто не влезала уже, хотя бы потому что ширина её составляла 36,88 метра. Специально для "Монтан" американцы хотели расширить Панамский канал, однако в связи со сменой приоритетов постройка "Монтан" была отменена.