Ученые выделили два сильных источника эмоциональной реакции на музыку.
Внутренние источники - структурные характеристики музыкального стимула например, темп, которые, прежде всего, опосредованно влияют на эмоциональную интенсивность для продвижения тенденций действия через устоявшиеся подкорковые механизмы.
Исключительные источники являются психологическими по своей природе и могут быть знаковыми т.е., производными от сходства между общей музыкальной структурой и некоторым другим эмоциональным агентом или ассоциативно-орбитально сформированными посредством ассоциативного обучения, часто в результате одного испытания.
Слобода и Джуслен предположили, что внешние источники являются более сильными факторами, определяющими содержание музыкально-индуцированных эмоций (например, положительные или отрицательные).
Обходная модель аффекта предлагает шаблон для оценки как содержания, так и интенсивности эмоций, испытываемых в спорте.
Окружность состоит из двух биполярных перпендикулярных измерений - активации (возбуждение) и валентности (приятность), которые разделяют окружность, образуя четыре квадранта.
Сторонники этого утверждают, что каждая переживаемая эмоция может быть расположена в какой-то момент в пределах одного из четырех квадрантов.
Например, волнение лежит в конечностях квадранта, граничащего с верхней половиной активационного и валентного континуумов (очень приятный аромат).
Расселл, Вайс и Мендельсон впоследствии разработали Систему Воздействия (Affect Grid), которая, по их мнению, является надежной и достоверной мерой как возбуждения, так и удовольствия.
С тех пор этот показатель, состоящий из одного пункта, успешно используется в качестве показателя влияния на выполнение задач во время моделирования вождения.
Основанная теория использования музыки использовали двухпунктную меру для исследования музыкально-индуцированных эмоций и пришли к выводу, что рейтинги эмоций, выраженных музыкальным отрывком, могут быть надежно предсказаны;
- Степенью, в которой слушатели, как произведение.
- Степенью, в которой они вызваны им, утверждение, которое впоследствии получило эмпирическую поддержку.
Первое является концепцией, занимающей центральное место во многих теориях и моделях эмоций, и стратегии регулирования возбуждения были названы важными модераторами эмоционального контроля в спорте.
Любовь к музыкальным стимулам связана с полученным удовольствием, и счастье - ключевой компонент чувства удовольствия - привлекло внимание в исследованиях спортивных эмоций.
Поэтому такие косвенные показатели, как "Сеть влияния" (Рассел и др., 1989), представляют собой информативные, но в то же время целесообразные инструменты для измерения эмоциональных реакций на прослушивание музыки в спорте.
Некоторые итоги.
На сегодняшний день были проведены значительные исследования идеального эмоционального состояния, эмоциональной реакции на музыку и психофизического воздействия музыки на спорт и физические упражнения.
Тем не менее, музыкальное прослушивание как стратегия подготовки к выступлению, вызывающая стимулирующие эмоции в спорте, остается недостаточно изученной.
Несмотря на то, что, согласно исследованиям, спортсмены обычно используют музыку, до сих пор мало что известно о процессах, с помощью которых отбирается преперформанс, или о его предполагаемых или фактических аффективных последствиях.
Поэтому главной целью ученых было изучение использования музыки для манипулирования эмоциональным состоянием молодых теннисистов, которые указали на использование прослушивания музыки в качестве стратегии подготовки к выступлению, чтобы лучше понять их эмоциональную реакцию на музыку и факторы, которые являются посредниками в этой реакции.
Выводы по музыкально-индуцированным эмоциям и прослушиванию музыки в спорте и физической культуре были использованы в сочетании с пилотными данными для разработки подходящего графика интервью.
Участники записывали свои эмоциональные реакции на музыку, услышанную во время интервью, используя вариант работы Рассела и др. и обсуждали причины своего выбора.
Некоторые участники согласились заполнить двухнедельный дневник с подробным описанием их ежедневного прослушивания музыки, причин прослушивания и эмоциональных реакций на музыку. Все новые концепции были включены в модель, которая послужит образцом для первого музыкального отбора спортсменов и второе, для будущих исследований, направленных на выявление причинно-следственных связей между эмоциональными реакциями на музыку перед выступлением и самим выступлением.
В заключение немного о методе.
В качестве подходящего места для сбора данных был выбран международный юношеский теннисный центр в юго-западной части Лондона (Англия), обслуживающий молодых теннисистов из самых разных социально-культурных слоев населения.
Предполагалось, что это ускорит процесс отбора, облегчит перекрестные сравнения и позволит впоследствии уточнить и расширить идеи, вытекающие из будущих данных.
Первоначально анкету заполняли 67 игроков в центре; в качестве индекса текущих способностей респондентов использовался рейтинг.
Сорок семь игроков ответили на вопросник, и собранные данные были использованы для целенаправленного отбора игроков для интервью в соответствии с рядом критериев, связанных с информацией:
- Участники, представившие ответы на вопросник, в которых подробно описаны их музыкальные навыки слушания.
- Участники с рейтингом LTA 5.1 и выше, поскольку они занимают первые 10% всех британских игроков.
- Те, кто указал, что прослушивание музыки является частью их программы подготовки к выступлению.
Были набраны 14 участников, семь женщин и семь мужчин (средний возраст = 18,4 года), которые отвечали критериям включения и имели опыт соревнований по теннису не менее 5 лет (средний возраст выступлений = 7,4 года.).
И наконец, были представлены следующие этнические группы:
- британский белый/ирландский;
- европейский белый;
- карибский афроамериканец;
- американский белый.
О других выводах и исследованиях поговорим в будущих материалах.
Спасибо за внимание!