Найти тему
Медитация разума

Перспективы фантастического исследования

Оглавление
https://cdn.pixabay.com/photo/2016/05/24/12/24/mystical-1412287_960_720.jpg
https://cdn.pixabay.com/photo/2016/05/24/12/24/mystical-1412287_960_720.jpg

Частое смешивание художественной литературы с нетворковым искусством является характерной чертой современной культуры. Вымышленный персонаж по имени Джерри Сайнфелд из хорошо известного синдицированного телесериала, например, был изображен одноименным комиком реальной жизни, который разделяет многие, хотя и не все, характеристики вымышленного Джерри. Подобное смешение и слияние вымышленного и нетрадиционного в публичном пространстве популярных СМИ сегодня настолько распространено, что воспринимается как нечто само собой разумеющееся.

Однако эпистемия такова, что художественная и нехудожественная литература отделены друг от друга, а притязания на знание привязаны почти исключительно к последней. На фоне подобной эпистемической привилегии нетипичного, общего как для академического, так и для народного дискурса, представления о художественной литературе как об эпистемическом режиме могут показаться странными, если не непонятными. Учитывая, что художественная литература характерна для воображаемых миров, любая попытка войти в мир художественной литературы может показаться критику как своего рода побег из реальности, а не как серьезная попытка познания.

Психологический интерес к эпистемическому потенциалу художественной литературы, тем не менее, отчетливо проявляется в работе некоторых современных психологов, которые недавно обратились к художественной литературе как к апробации. Известный исторический роман Ирвина Ялома "Когда Ницше плачет", например, был основан на воображаемом сценарии, в котором немецкий философ получал психологическую помощь от венского врача Йозефа Бройера. Спустя чуть более десяти лет после выхода романа в свет появились исторические документы, в которых подробно описаны меры, принятые Брейером для лечения Ницше, которые, учитывая обстоятельства, так и не были реализованы.

Однако это слияние вымышленного и психологического - не новость. Исторически интерес к художественной литературе как средству психологического исследования восходит к пионерскому психодинамическому теоретизированию Фрейда, Юнга и Адлера. Фрейд и Юнг, в частности, регулярно разрабатывали мифологические фантастические произведения для психологических целей, при этом Фрейд сосредоточился на мифе об Эдипале, рассказанном Софоклами и Юнгом о мифологических историях трансформации и возрождения. Однако само понятие художественной литературы редко подвергается критическому анализу.

Характер вымысла

Факты, вымысел и нехудожественная литература

Для начала необходимо внести некоторую ясность в понятие художественной литературы, которая часто становится предметом недоразумений и повсеместного непонимания. Термин "вымысел" происходит от латинского вымысла, который относится к актам изготовления, создания или лепки; таким образом, вымысел можно понять как произведение, сделанное из воображения. Популярная дихотомия между фактом и вымыслом несостоятельна, поскольку произведения художественной литературы невозможно отличить от произведений нехудожественной литературы только на основании того, сколько фактического содержания они содержат. Вымышленные произведения (например, исторические романы) часто могут содержать большое количество фактической информации, а предположительно нехудожественные произведения не становятся произведениями художественной литературы, когда их фактическое содержание оспаривается. Различие между художественной и нехудожественной литературой, ставшее общепризнанным в философской литературе, проводится не с точки зрения фактического содержания, а скорее с точки зрения различных стандартов производства, оценки и оценки произведений, о чем говорится ниже.

Аспекты художественной литературы

Обсуждение в значительной степени опирается на работу Курри и Уолтона, чьи теории художественной литературы получили широкое распространение среди философов. Эти произведения особенно примечательны тем, что предлагают концептуализации художественной литературы, выходящие за рамки чисто литературных ориентиров традиционных теорий. Из этой работы вытекают, по крайней мере, три характерных аспекта художественной литературы, хотя ни в коей мере не существует полного согласия по всем из них; эти аспекты включают: авторский ордер, изобретательное предписание и перформативное вовлечение.

От вымысла к вымышленности

Из только что наброшенной картины художественной литературы должно быть ясно видно, что это понятие имеет потенциально более широкое применение, выходящее за рамки его домашней области творческого повествования. Вымышленные и фактические не являются взаимоисключающими категориями, как мы видели, и воображаемые рецепты в виде моделей, постулатов и гипотетических конструкций играют центральную роль в теоретизации в ряде областей. Применение вымышленного мышления к этим областям переносит нас от вымыслу к вымышленности, которая возникла в современной философской литературе как отдельная и все более популярная метафизическая перспектива, если еще не получившая широкой огласки.

Фантасты обычно придерживаются антиреалистической точки зрения, согласно которой утверждения в определенной области расследования могут быть полностью приемлемыми, не будучи в буквальном смысле правдивыми и даже правдоподобными.

Ранний вымысел

Хотя предвестники фантастики можно проследить еще до эллинистического периода, она впервые появилась в философских трудах Джереми Бентама и Ганса Вайгингера чуть более века назад в качестве точной перспективы. Хотя их взгляды не полностью совместимы с антиреалистической повесткой дня современного фантастического мира, они, тем не менее, представляют собой существенную основу для этого.

Современный вымысел

После пионерской работы Бентама и Вайхингера вымышленность оставалась в истории мысли бездействующей традицией в течение нескольких десятилетий. Тогда, в 1980 году, то, что сейчас считается современным периодом вымышленности, началось с публикации Hartry Field's Science Without Numbers и Bas van Fraassen's The Scientific Image, в которых предлагались вымышленные отчеты по математике и научной теории, соответственно. Вскоре последующее применение вымышленности в других областях, включая моральный дискурс, семантическую теорию и нереалистичную метафизику, начнется.

Основной тезис современного фиктивизма заключается в том, что высказывания в данном регионе дискурса могут быть приняты без приверженности их истине. Понятие "принятия", на которое опираются современные фантасты, нуждается в дальнейшем уточнении; минимальный критерий заключается в том, что не обязательно говорить правду и что принятие предложения из связанного с ним дискурса не обязательно предполагает веру в его содержание. Тем не менее под таким признанием следует понимать "полное признание" в отличие от предварительного или предварительного признания, которое можно было бы дать научной гипотезе, которую впоследствии можно было бы отвергнуть.

Вымышленная позиция

Писатели по психологии художественной литературы часто обсуждают существенные особенности художественной литературы таким образом, что они в значительной степени пересекаются с повествованием. Например, отмечается, что авторы художественной литературы для достижения своих конкретных целей обычно используют такие нарративы, как сценическое построение, диалог, точка зрения и построение статуса. Однако, чтобы полностью объяснить вымысел, мы не можем просто объяснить нарратив, так как категория вымысла не является экстенсивной по отношению к категории нарратива. Понимание вымышленного мышления - это оценка ценности чисто вымышленных конструкций, а не только нарративных.

Психологическое применение

На сегодняшний день фантастическое мышление оказало ограниченное влияние на психологию. Хотя психологические иллюстрации различного рода занимали видное место в трудах Бентама и Вайхингера, современная психология оставалась относительно незатронутой философским развитием фантастики. Одной из причин этого, возможно, является затянувшийся, некритический буквализм в отношении психологических концепций, который остается одним из наиболее стойких наследств позитивизма в нашей дисциплине. Тем не менее, есть некоторые потенциальные области применения.

Наука
7 млн интересуются