Клод и Верне
Классический баланс композиции Верне демонстрирует как его академическую подготовку, так и умение рисовать на примере Клода Гелли, также известного как Клод Лоррен (1600-1682).
Клод считался прототипом французских морских художников и часто изображал мифологические сцены или темы, взятые из классической истории его морских пейзажей. Верне, однако, отказался от этих классических элементов, вместо этого поглотив живописные интересы Клода в свете, атмосфере и композиционном балансе и используя эти эффекты для изображения сцен повседневной жизни в портах Франции.
Хотя морские художники революционного и имперского периодов (1789-1815) никогда не уступали Верне по своим революционным достижениям в этом жанре, он продолжал служить источником вдохновения, и его интерес к драматическим темам, таким как бурные моря и кораблекрушения, нашел отражение в их работах, особенно в изображениях морских битв.
Луи-Филипп Крепин
Одним из таких художников был Луи-Филипп Крепин (1772-1841).
Он, как и Вернет, обучался академической традиции, но его "Редублер" в Трафальгарской битве 1805 года полностью отличается от топографических или драматических сцен Верне.
На картине Крепина изображена сцена боя, в которой корабли покрывают всю длину холста, блокируя любое ощущение окружающей среды или атмосферных условий. Его увлечение было связано с подробностями боевых действий ВМС, в том числе с конкретными кораблями, которые участвовали в них, и конкретными событиями боя.
Такие боевые картины, как эта, типичные для конца восемнадцатого и начала девятнадцатого веков, далеки от почти философских размышлений Верне о природе и месте человека в ней и были созданы под другим патронажем.
Для Крепина и других художников своего времени морская живопись представляла собой воссоздание исторической морской битвы, сделанной в первую очередь во славу государства или для морского офицера, который мог позволить себе нарисовать память о судьбоносном сражении.
В этих картинах море - это, прежде всего, сфера деятельности.
В отличие от Вернета, художники не столько изучают условия освещения и атмосферу, сколько реконструируют их из официальных источников.
Теодор Жерик
В руках Теодора Жерико (1791-1824), однако, конкурирующие подробные описания морской катастрофы были сплетены в шокирующий и ужасающий шедевр, который не прославлял, а фактически оскорблял французский флот и правительство Восстановления при Людовике XVIII.
Плот "Медузы" перевернул стандартную формулу официальной морской живописи с ног на голову, предоставив яркое, гротескное изображение официального злоупотребления властью.
Эта огромная картина стала венцом успеха романтического художника, который в свое время работал в рамках общепринятых определений искусства, но, тем не менее, явно отвергал авторитет как неоклассической традиции, так и правительства Восстановления.
Таким образом, картина складывается, прежде всего, из фактических рассказов о реальном событии.
Однако в своем настроении и графическом изображении страданий фигур на плоту морская композиция Жерико стремится рассказать универсальную историю через конкретные детали плота, затерянного в море.
Наиболее яростно сообщается не о самом событии, а о стремительно меняющемся состоянии океана и неспособности человека справиться с ним.
Этот эффект достигается с помощью формальных средств, таких как серые набухания перил, которые окружают плот и линию высокого горизонта с небольшим судном на расстоянии. Такие устройства делают море главным героем истории, против которой пирамида человеческих фигур должна бороться за выживание.
Плот "Медузы" представляет собой беспрецедентное и мощное изображение моря.
Больше статей по данной теме можно найти на канале История искусств. Спасибо за чтение! Помните, что ваши лайки и подписки способствуют развитию канала.