Найти тему

Время повествования

Оглавление

Добрый день, предваряя разговор о временах, хочу предупредить, что в конце статьи будет анонс, обратите внимание.

Эта статья касается проблемы выбора времени, в котором ведётся повествование. Но так как в русском языке за категорию времени тоже отвечает глагол, то её тема связана с предыдущей статьёй об этой части речи.

Что касается времени повествования, то тут можно выделить две проблемы.

  1. В каком времени лучше вести повествование, чтобы и автору было удобно, и читателю интересно.
  2. Допустима ли смена времён повествования, своеобразные временны́е скачки внутри текста, в рамках одного эпизода. Если я скажу «нет», то вы так и так докопаетесь, поэтому если они всё же допустимы, то в каком случае и при каких условиях.

В каком времени рассказывать историю

Понятно, что каждый автор на этот вопрос отвечает сам. Он же хозяин в своём тексте. Но всё же можно говорить о преимуществах и недостатках того или иного выбора.

Выбором времени управляют глаголы, поэтому теоретически история может звучать в настоящем, прошедшем и будущем времени. Что касается, будущего, то я не встречала ни одного достаточно большого произведения, полностью написанного в этом времени. Разве что эссе на 3–5 тысяч знаков. Поэтому говорить буду о двух других временах.

Чаще всего художественные тексты пишутся в прошедшем времени или от лица автора (3 лицо), или от лица главного героя (1 лицо). Так принято в русской литературе, но это не является обязательным правилом, поэтому автор может выбрать повествование в настоящем времени. Кстати, текстов в прошедшем времени море, поэтому их примерами место я занимать не буду.

Красивый коллаж с Яндекс-картинок.
Красивый коллаж с Яндекс-картинок.

Рассказ в прошедшем времени более привычен и писателю, и читателю – в этом, по-моему, его главное преимущество. Ну, ещё такое повествование без проблем допускает переход от описания настоящих событий, к воспоминаниям о прошлом, или к рассказу о том, что происходило совсем в другом месте и неважно когда.

Что касается настоящего времени, то написанные полностью в нём большие книги – редкость. Мне встретилась только одна. Это книга Ю. Пиляра «Люди остаются людьми». Так как в ней рассказывается о жизни советских военнопленных в фашистском концлагере, то производит роман очень сильное впечатление. Причём во многом из-за повествования в настоящем времени.

Среди рассказов такая форма встречается чаще. Например, рассказ А. Чехова «Хамелеон».

Повествование в настоящем времени обеспечивает очень сильный эффект присутствия, вызывает ощущение, что события происходят здесь и сейчас. Ну, и в образ главного героя читатель вживается быстрее.

Но писать в таком формате сложно, автору трудно не сбиваться на прошедшее время, тем более не все события и можно описать, используя только глаголы настоящего времени. Поэтому получаются совершенно необоснованные временны́е скачки, которые портят текст.

"Часы" Сальвадор Дали.
"Часы" Сальвадор Дали.

Проблема временны́х скачков и переходов

Если коротко, то осознанная, целенаправленная смена времени повествования, как переход от прошедшего к настоящему, вполне допустима. А вот стихийные скачки нежелательны. Хотя они не считаются стилистическими ошибками в классическом понимании, но портят текст, особенно когда их много.

В первую очередь, нежелательны переходы в рамках одного предложения. Например: «Мой голос звучал легко и свободно, так, что, кажется, звуки льются откуда-то извне». Специально подобрала пример, где ошибка не слишком заметна и неочевидна. Смотрите: здесь три глагола: «звучал» (прош.), «кажется» (наст.), «льются» (наст.). Причём весь текст в обычном прошедшем времени. Что здесь стоит исправить? Что царапает слух? Слово «кажется», его лучше употребить в прошедшем времени, как и «звучал». «Голос звучал, и мне казалось» - логично? А вот «льются» можно оставить, это не нарушает ни общего стиля и ритма, логики – ведь звуки льются в настоящем времени.

Но изменение времени повествования может быть осознанным литературным приёмом и служить определённой цели. Резкий переход от прошедшего времени к настоящему привлекает внимание читателей, заставляет их насторожиться. «Часы пробили полночь. Я передёрнула плечами, и открыла дверь. Тишина и мрак. Делаю шаг в эту густую тьму, пытаюсь найти на стене выключатель и касаюсь чего-то скользкого и холодного…»

Переход к настоящему времени может быть использован как приём в рассказе персонажа: «Возвращаюсь я как-то домой из командировки…». Это позволяет стилистически выделить рассказ второстепенного героя на фоне повествования от первого лица.

"Натюрморт с часами". Сергей Федоров
"Натюрморт с часами". Сергей Федоров

Это основное. Но тонкостей в использовании глаголов много. Ведь глаголы бывают как совершенного, так и несовершенного вида, и описываемое автором настоящее может быть разным.

  • Актуальное настоящее, совершающееся здесь и сейчас.
  • Расширенное, то есть существующее и до описываемого момента, и после. Например: «Люди склонны к иллюзиям, они постоянно ждут спасителя».

Но в дебри я забираться не буду, да и вам не советую. Ориентируйтесь на интуицию, но старайтесь всё же не осложнять себе жизнь и пишите в прошедшем времени. Но это необязательный к исполнению совет.

Теперь анонс

В ближайшее время я планирую пригласить на интервью писателя-мужчину, имеющего очень солидный список опубликованных книг. Поэтому жду от вас вопросы: о пути писателя, о специфике работы, о жанрах: фэнтези, фантастика, в том числе социальная, постапокалипсис, альтернативная история.

На этом всё. До встречи. А это предыдущая статья о глаголах.

И статья о том, от какого лица лучше писать.