Добрый день, предваряя разговор о временах, хочу предупредить, что в конце статьи будет анонс, обратите внимание.
Эта статья касается проблемы выбора времени, в котором ведётся повествование. Но так как в русском языке за категорию времени тоже отвечает глагол, то её тема связана с предыдущей статьёй об этой части речи.
Что касается времени повествования, то тут можно выделить две проблемы.
- В каком времени лучше вести повествование, чтобы и автору было удобно, и читателю интересно.
- Допустима ли смена времён повествования, своеобразные временны́е скачки внутри текста, в рамках одного эпизода. Если я скажу «нет», то вы так и так докопаетесь, поэтому если они всё же допустимы, то в каком случае и при каких условиях.
В каком времени рассказывать историю
Понятно, что каждый автор на этот вопрос отвечает сам. Он же хозяин в своём тексте. Но всё же можно говорить о преимуществах и недостатках того или иного выбора.
Выбором времени управляют глаголы, поэтому теоретически история может звучать в настоящем, прошедшем и будущем времени. Что касается, будущего, то я не встречала ни одного достаточно большого произведения, полностью написанного в этом времени. Разве что эссе на 3–5 тысяч знаков. Поэтому говорить буду о двух других временах.
Чаще всего художественные тексты пишутся в прошедшем времени или от лица автора (3 лицо), или от лица главного героя (1 лицо). Так принято в русской литературе, но это не является обязательным правилом, поэтому автор может выбрать повествование в настоящем времени. Кстати, текстов в прошедшем времени море, поэтому их примерами место я занимать не буду.
Рассказ в прошедшем времени более привычен и писателю, и читателю – в этом, по-моему, его главное преимущество. Ну, ещё такое повествование без проблем допускает переход от описания настоящих событий, к воспоминаниям о прошлом, или к рассказу о том, что происходило совсем в другом месте и неважно когда.
Что касается настоящего времени, то написанные полностью в нём большие книги – редкость. Мне встретилась только одна. Это книга Ю. Пиляра «Люди остаются людьми». Так как в ней рассказывается о жизни советских военнопленных в фашистском концлагере, то производит роман очень сильное впечатление. Причём во многом из-за повествования в настоящем времени.
Среди рассказов такая форма встречается чаще. Например, рассказ А. Чехова «Хамелеон».
Повествование в настоящем времени обеспечивает очень сильный эффект присутствия, вызывает ощущение, что события происходят здесь и сейчас. Ну, и в образ главного героя читатель вживается быстрее.
Но писать в таком формате сложно, автору трудно не сбиваться на прошедшее время, тем более не все события и можно описать, используя только глаголы настоящего времени. Поэтому получаются совершенно необоснованные временны́е скачки, которые портят текст.
Проблема временны́х скачков и переходов
Если коротко, то осознанная, целенаправленная смена времени повествования, как переход от прошедшего к настоящему, вполне допустима. А вот стихийные скачки нежелательны. Хотя они не считаются стилистическими ошибками в классическом понимании, но портят текст, особенно когда их много.
В первую очередь, нежелательны переходы в рамках одного предложения. Например: «Мой голос звучал легко и свободно, так, что, кажется, звуки льются откуда-то извне». Специально подобрала пример, где ошибка не слишком заметна и неочевидна. Смотрите: здесь три глагола: «звучал» (прош.), «кажется» (наст.), «льются» (наст.). Причём весь текст в обычном прошедшем времени. Что здесь стоит исправить? Что царапает слух? Слово «кажется», его лучше употребить в прошедшем времени, как и «звучал». «Голос звучал, и мне казалось» - логично? А вот «льются» можно оставить, это не нарушает ни общего стиля и ритма, логики – ведь звуки льются в настоящем времени.
Но изменение времени повествования может быть осознанным литературным приёмом и служить определённой цели. Резкий переход от прошедшего времени к настоящему привлекает внимание читателей, заставляет их насторожиться. «Часы пробили полночь. Я передёрнула плечами, и открыла дверь. Тишина и мрак. Делаю шаг в эту густую тьму, пытаюсь найти на стене выключатель и касаюсь чего-то скользкого и холодного…»
Переход к настоящему времени может быть использован как приём в рассказе персонажа: «Возвращаюсь я как-то домой из командировки…». Это позволяет стилистически выделить рассказ второстепенного героя на фоне повествования от первого лица.
Это основное. Но тонкостей в использовании глаголов много. Ведь глаголы бывают как совершенного, так и несовершенного вида, и описываемое автором настоящее может быть разным.
- Актуальное настоящее, совершающееся здесь и сейчас.
- Расширенное, то есть существующее и до описываемого момента, и после. Например: «Люди склонны к иллюзиям, они постоянно ждут спасителя».
Но в дебри я забираться не буду, да и вам не советую. Ориентируйтесь на интуицию, но старайтесь всё же не осложнять себе жизнь и пишите в прошедшем времени. Но это необязательный к исполнению совет.
Теперь анонс
В ближайшее время я планирую пригласить на интервью писателя-мужчину, имеющего очень солидный список опубликованных книг. Поэтому жду от вас вопросы: о пути писателя, о специфике работы, о жанрах: фэнтези, фантастика, в том числе социальная, постапокалипсис, альтернативная история.
На этом всё. До встречи. А это предыдущая статья о глаголах.
И статья о том, от какого лица лучше писать.