7 апреля в России отмечают день памяти погибших подводников. За последние полвека на Тихоокеанском флоте произошло немало трагедий, печальная история С-178 — лишь одна из длинного списка смертельных катастроф. Осенью 1981 года субмарину протаранил рыболовецкий рефрижератор, потопив ее за считанные секунды.
Хронология аварии
Дизельная подводная лодка проекта 613В под командованием Валерия Маранго направлялась в порт после успешных учений. Кроме штатной команды на борт взяли штабного офицера Виктора Каравекова.
21 октября в 19:30 старпом Сергей Кубынин получил разрешение на проход во владивостокскую бухту Золотой Рог. До этого субмарина всплыла на поверхность, несколько членов экипажа, включая капитана, поднялись на мостик рубки. Навстречу С-178 в сумерках двигался рыболовецкий рефрижератор РФС-13, заметить его вовремя не смогли: сигнальные огни на корабле были погашены.
Около 19:45 субмарина получила сильнейший удар по левому борту, больше всего пострадала обшивка 6 отсека. Подводников с мостика выбросило в море. Почти мгновенно помещение заполнилось водой, подлодка резко накренилась. Моряки не успели быстро задраить люки, что и предопределило дальнейшую судьбу корабля. Через 40 секунд С-178 затонула на глубине 32 метров.
Поистине мистическим совпадением можно назвать некоторые детали катастрофы: крен на правый борт оказался равен 32 градусам. Количество жертв крушения субмарины — 32 человека.
Операция по спасению экипажа
18 моряков, находившихся в 4, 5 и 6 отсеках, спустя какое-то время все же загерметизировали люки. Сами они погибли, но дали шанс выбраться другим.
Упавших с мостика капитана и 7 подводников подобрал злосчастный рефрижератор. Рыбаки и сообщили об инциденте на берег.
Командование на С-178 перешло к старшему помощнику капитана Сергею Кубынину. Он пытался всячески поддержать подчиненных: налил всем спирта, объявил о присвоении очередных званий.
Лежащей на дне подлодке несколько раз удалось связаться с вице-адмиралом Рудольфом Голосовым, ответственным за организацию помощи выжившей команде. Когда контакт пропал, Кубынин отправил для доклада о сложившейся обстановке на поверхность двух человек, облаченных в индивидуальное снаряжение подводника ИСП-60. Через сутки пытались подняться наверх еще 3 моряка, но погибли.
Вызванная на место крушения подлодка “Ленок” оказалась неисправной, ее водолазы раньше ни разу не принимали участия в подобной миссии. И все же 22 октября 1981 года произошло знаковое событие: впервые в мировой истории к затопленной субмарине подошло другое судно, чтобы спасти живых людей.
Подводникам с С-178 передали дополнительные комплекты оборудования ИСП-60 и продукты. Мешки с провизией замуровали единственное отверстие в торпедном отсеке, пригодное для использования в качестве выхода. Узнав об этом, умер матрос Киреев. Не выдержало сердце и у В. Каравекова.
После того как мешки оттащили, экипаж начал покидать подлодку. Кубынин вышел последним. Удивительный факт: никто кроме одного матроса никто не погиб от декомпрессии.
Причины столкновения: что установило следствие
Как выяснилось позже, члены команды рефрижератора находились в нетрезвом состоянии, празднуя день рождения старпома Виктора Курдюмова. Виновник торжества тоже напился и совершил несколько грубых нарушений, среди них — существенное отклонение от заданного диспетчером курса. Неизвестный объект, оказавшийся подлодкой С-178, запеленговали, но старпом не стал менять маршрут, думая, что впереди небольшое судно, которое уступит дорогу.
Признали виновным в трагедии и капитана субмарины Валерия Маранго: он не отреагировал на донесение гидроакустика, обнаружившего приближающийся корабль, и своевременно не объявил режим боевой тревоги.
Маранго и Курдюмов получили по 10 лет. Власти предпочли не распространяться об обстоятельствах катастрофы, никого из моряков не наградили. На дело поставили гриф “секретно”, поэтому долгие годы гибель С-178 была овеяна тайной.